Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Московские пассажи

В российском среднем классе процветает потребительская культура по западному образцу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Атриум", конечно, не первый торговый центр, построенный в современной России, однако он самый американизированный - и больше других предназначенный для среднего класса. Резкое увеличение товарооборота, связанное с ростом доходов, начало превращать когда-то безжизненную славянскую столицу в город с западной потребительской культурой. Каждые несколько недель открываются новые супермаркеты. На каждом углу появляются кофейни. По данным ведущей московской финансовой компании, с начала этого года до конца следующего объем розничной торговли в Москве вырастет в три раза.

Снаружи этот торговый центр похож на галерею "Mazza", изнутри - на "Pentagon City" (торговые центры в Вашингтоне - прим. пер.). Изысканный и современный, возвышающийся тремя этажами над массивным атриумом, он вмещает в себя продовольственный этаж с мексиканскими и китайскими заведениями, подземную парковку и более сотни магазинов, продающих телевизоры с плоскими экранами, экипировку для плавания "Speedo" и кроссовки "Adidas".

На верхнем уровне зрители идут в стильный кинотеатр с девятью кинозалами, чтобы посмотреть фильмы "Знаки", "К-19" или последнюю серию про Остина Пауэрса (Austin Powers). К концу года должен открыться боулинг на 24 дорожки. А затем детский развлекательный центр. "Это очень похоже на кусочек Соединенных Штатов в России", - с гордостью говорит Ян Прудны (Yan Prudny), управляющий директор компании, построившей этот торговый центр.

"Атриум", конечно, не первый торговый центр, построенный в современной России, однако он самый американизированный - и больше других предназначенный для среднего класса. Резкое увеличение товарооборота, связанное с ростом доходов, начало превращать когда-то безжизненную славянскую столицу в город с западной потребительской культурой. Каждые несколько недель открываются новые супермаркеты. На каждом углу появляются кофейни. По данным ведущей московской финансовой компании, с начала этого года до конца следующего объем розничной торговли в Москве вырастет в три раза.

"Российская экономика - одна из немногих растущих экономик мира, - говорит руководитель аналитической финансовой компании "Renaissance Capital" Роланд Нэш (Roland Nash). - Очень быстро растет средний класс".

Припозднившееся появление поколения, имеющего возможность потратить немного денег, и связанный с этим торговый бум представляют собой следующий этап экономического преобразования России, хотя он и происходит главным образом в Москве.

В первое десятилетие после краха коммунизма основное богатство было сосредоточено в руках небольшой группки инсайдеров - богатейших людей России, таких, как, например, Михаил Ходорковский, обладающий портфелем ценных бумаг стоимостью 7 миллиардов долларов - в то время как остальная часть населения осталась далеко позади, что создавало огромный разрыв между верхушкой общества и всей его остальной частью. К тому же развитие среднего класса было замедленно финансовым кризисом 1998 года, когда обесценившийся рубль уничтожил сбережения многих работающих россиян.

Однако за последние два года возрождающаяся экономика подняла материальный уровень многих россиян. Этой весной размер средней зарплаты по стране наконец-то превысил наивысший докризисный уровень, а покупательная способность типичного москвича в этом году выросла на 25 процентов.

Средняя месячная зарплата в Москве достигла около 500 долларов, что все же ниже западных стандартов, однако два с половиной из девяти миллионов москвичей по официальным оценкам подпадают под среднеевропейский доход в 1720 долларов, что, по мнению аналитиков, позволяет говорить о наиболее многообещающем рынке розничной торговли от Токио до Европы.

И даже это еще не все. Так как экономика еще не полностью перестроилось с советских времен, многие россияне не обременены крупными кредитами, выплатами по ипотеке и другим обязательствам, и платят маленькие суммы за коммунальные услуги. Вследствие этого около 80 процентов их зарплаты может быть потрачено на другие расходы, в то время как на западе эта сумма равна только 45 процентам от доходов. Кроме того, большинство россиян не доверяет банкам и предпочитает потратить заработанные деньги, а не откладывать их на будущее.

Многие представители бизнеса розничной торговли даже считают, что официальные цифры недооценивают реальные доходы, особенно от теневой экономики, отмечая, что расходы россиян и европейцев примерно одинаковы. В России и в Швеции покупатели во время обычного посещения магазина "Ikea" тратят примерно одинаковые суммы.

"Теперь покупатели хотят получать больше услуг за свои деньги, и они готовы за эти услуги платить", - говорит Яна Гаврилко, аналитик "Nikoil Investment Banking Corp.".

До недавнего времени было не много мест, где такие стремящиеся к качеству россияне могли делать покупки. Большую часть последнего десятилетия московский рынок был поделен на заведения уровня люкс и магазины для простого люда. Появление первого магазина "Ikea" в 2000 году означало начало чего-то нового. Более 40 000 москвичей захотело побывать в магазине в день открытия, сделав его самым загруженным из всех магазинов сети "Ikea". Впечатленные шведские владельцы прошлой зимой открыли второй магазин, а в декабре планируют открыть развлекательный и торговый центр под названием "Мега", который оценивается в 200 миллионов долларов США.

Другие торговые компании отметили это и также начали проникать на рынок. В августе французская фирма "Auchan Group" открыла торговый центр с 60-ю бутиками, 12-ю кафе и парковкой на 2700 мест, и вскоре планирует открыть еще два. Нидерландская компания "Spar Handels-AG" планирует в ближайшие три года открыть в Москве 30 магазинов. Немецкая компания "Metro AG" начала с двух магазинов, и к 2005 году планирует открыть еще четыре.

Турецкая компания "Ramenka", пришедшая на рынок в 1997 году, расширила свою деятельность, и сейчас владеет 10-ю супермаркетами и 4-мя торговыми центрами в Москве; в декабре она планирует открыть "Рамстор-Сити" площадью 750 000 кв. футов (1 кв. фут = 929 кв. см. - прим. пер.) и первым в стране кинотеатром "Imax". Только в этом году открылось около 400 ресторанов, многие из которых предназначены для семейного отдыха, а не для сборищ олигархов.

На бурно растущем рынке конкурируют между собой не только иностранные игроки. Крупнейшая российская сеть магазинов "Перекресток" планирует открыть в Москве еще два супермаркета, а также построить офисное здание и торговый центр. Ходят даже разговоры об открытии супермаркета в Кремле.

Одной из самых успешных российских розничных сетей является сеть магазинов "Седьмой Континент", которая открыла первый супермаркет в 1994 году. Сейчас она растет так быстро, что едва может контролировать свой рост. В конце прошлого года она насчитывала 22 магазина, к концу этого года их количество должно увеличиться на восемь, а на 2003 год запланировано строительство еще 15-ти супермаркетов. То есть за два года сеть вырастет в два раза.

"Российские покупатели готовы к цивилизованному шоппингу, и они хотят ходить в удобные и красивые магазины, - говорит Валентин Запевалов, заместитель генерального директора "Седьмого Континента". - Количество открытых рынков уменьшается, а количество благоустроенных магазинов увеличивается".

Власти Москвы содействуют усилению этой тенденции. Мэр города Юрий Лужков выделил 20 земельных участков около кольцевой автодороги для строительства новых торговых центров, и работает над закрытием стихийных рынков, торгующих под открытым небом. Город также владеет 40 процентами недавно заработавшего торгового центра "Атриум".

Несмотря на все это строительство, Москва отстает от других европейских столиц. Несмотря на то, что в начале этого года в городе насчитывалось около 430 кв. футов торговых площадей на душу населения, и ожидается, что эта цифра вырастет до 1 400 кв. футов в следующем году, это все же меньше, чем 2 250 кв. футов в Берлине, 3 000 в Лондоне или 4 300 в Париже.

Большая доля роста приходится на Москву, где доходы в три раза выше, чем в среднем по стране. Тем не менее, торговые сети начинают постепенно обращать свой взор на провинцию. "Пятерочка" планирует построить от 17 до 55 магазинов в Санкт-Петербурге, планируют придти в этот город и сети "Седьмой Континент" и "Метро". Согласно аналитическим данным, такие города, как Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Владивосток, Красноярск и Самара также привлекают внимание торговых компаний.