Москва, 21 октября 2002 года. Официальные лица США, которым очень хочется не позволить Ирану разрабатывать ядерное оружие, в частном порядке предложили России потенциально очень выгодную экономическую сделку в обмен на прекращение строительства атомного реактора и иного сотрудничества с Тегераном, однако Москва отклонила это предложение.
Американцы заявили россиянам, что, если те перекроют все пути попадания в Иран потенциально опасных ядерных технологий, администрация Буша-младшего (George W. Bush) примет меры к тому, чтобы снять ограничения на импорт в Россию отработанного ядерного топлива. Россия считает, что может заработать миллиарды долларов на хранении и переработке радиоактивных материалов со всего мира, однако ее усилия блокируются Соединенными Штатами.
Сделка такого рода могла бы устранить крупные разногласия, которые многие годы раздражают американских президентов и портят американо-российские отношения. Российские ученые работают над завершением строительства атомного реактора на легкой воде в иранском прибрежном городе Бушер (Bushehr), проект, который, как считают американские официальные лица, служит прикрытием для передачи технологий производства ядерного оружия. Россия не поддается американскому давлению в пользу закрытия работ в Бушере и отрицает всякую тайную помощь Ирану.
Предлагая в обмен отработанное ядерное топливо, Вашингтон надеялся, что, возможно, побудительные мотивы сработают там, где не помог шантаж. Однако представляется, что предложенная сделка не выгорит, отчасти, по крайней мере, из-за недоверия, которое усугубляется тем, что Москва оценивает как нарушенные Соединенными Штатами прошлогодние обещания.
В сегодняшнем интервью представитель российского "Минатома" Юрий Беспалко отметил, что США не сдержали данного в прошлом году, после того, как президент Владимир Путин поддержал возглавляемую Америкой войну против терроризма, обещания отменить ограничения на торговлю с Москвой, введенные поправкой Джексона-Вэника (Jackson-Vanik). Эта поправка не разрешает странам, в которых нет рыночной экономики и открытой эмиграционной политики, иметь нормальные торговые отношения с Соединенными Штатами.
"Американцы пытаются хитрить, когда предлагают обмены такого рода", - сказал г-н Беспалко о последнем предложении. Он добавил, что Россия скорее готова сохранить существующий Бушерский проект стоимостью 800 млн. долл. США, чем полагаться на очередное американское обещание будущих выгод. "Лучше синица в руках, чем журавль в небе", - сказал он.
Официальные лица США, кажется, не были уверены в том, насколько активно им следует стремиться к этой сделке, ибо некоторые считали ее осуществление маловероятной, в то время как другие все еще надеялись договориться с Россией. "Я не думаю, что у самих россиян имеется согласованная позиция по данному вопросу, - сказал один высокопоставленный официальный представитель США, попросивший не называть своего имени. - Мы слышим различные мнения от разных людей". Отчасти, сказал он, это может быть следствием американской амбивалентности.
Расчистка пути для того, чтобы Россия могла импортировать отработанное ядерное топливо, встретит сопротивление групп защитников окружающей среды и некоторых членов конгресса США. Критики считают, что Россия загрязнит свою окружающую среду, так как не сумеет обеспечить достаточную безопасность хранения отработанного топлива. Защитники окружающей среды и российские общественные организации не сумели помешать парламенту России принять в прошлом году план импорта отработанного топлива, который, по утверждению правительства, может на протяжении двух десятилетий принести прибыль в сумме 20 млрд. долл. США.
Вашингтон контролирует утилизацию отработанного ядерного топлива от построенных Соединенными Штатами реакторов в Америке и в других странах мира - до 90% отработанного топлива в мире.
Фонд "Беллона" (Bellona Foundation), норвежская группа защитников окружающей среды, которая рассказала о потенциальной американо-российской сделке на своей веб-странице, критиковала ее как еще более вредную для дела нераспространения (ядерного оружия в мире - прим. пер.), чем разрешение для России завершить строительство Бушерской атомной электростанции (АЭС). "В России и без того уже слишком много радиоактивных материалов, а контроль за ним ослаблен", - сказал Нильс Бомер (Nils Bohmer), ученый-ядерщик из фонда "Беллона".
Вопрос об Иране был на повестке переговоров, начинающихся сегодня между прибывшим в Москву заместителем государственного секретаря США Джоном Болтоном (John R. Bolton) и российскими официальными лицами. Александр Румянцев из российского "Минатома" сказал, что позиция Москвы не изменилась, и вновь настаивал, что Россия соблюдает все международные обязательства по нераспространению. "Россия не предоставляет никаких технологий для производства оружия массового поражения (ОМП) и даже не ведет переговоров о подобных сделках с Ираном", - сказал он, выступая по радио "Эхо Москвы".
Г-н Румянцев также оспорил утверждения критиков из числа защитников окружающей среды, что Россия не может обеспечить достаточную охрану и оборону отработанного ядерного топлива от террористов. "Мы занимаемся этой проблемой 50 лет и пока, чур меня, у нас никогда не возникало подобных ситуаций", - сказал он.