Владимир Егоров - губернатор Калининградской области. До этого он являлся командующим Балтийским флотом российского Военно-Морского флота
Мы в Калининграде связываем большие надежды с Европейским Советом, который в четверг и пятницу проведет свое заседание в Брюсселе. На этом заседании должна быть выработана позиция Союза перед предстоящим саммитом ЕС-Россия, который состоится в ноябре. Речь идет о вопросе, требующем неотложного решения, тем более, что Европейский союз, как мы считаем, до сих пор занимал не особенно-то конструктивную позицию, когда дело заходило о снятии остроты калининградской проблемы. Конкретные предложения, которые сделал президент России Владимир Путин ЕС, не встретили взаимопонимания. Ответ европейцев не содержал ничего нового.
Европейский союз настаивает, как и прежде, на принудительном получении визы для всех без исключения граждан России, которые отправляются в Калининград или едут из него по железной дороге или автомобильным транспортом. Правда, высказывается возможность применения более либерального правила для миллиона жителей Калининградской области. Специальный документ должен обеспечить упрощенные правила транзита. Но это, как бы оно не называлось, в сущности своей ничего не меняет: чиновники других стран будут пользоваться правом решать, кому разрешить проезжать транзитом из одной части России в метрополию и наоборот.
У меня такое впечатление, что ЕС руководствуется не фактами, а фантазиями. Так, там, например, боятся того, будто российский эксклав это угроза «цивилизованной Европе», связанная с распространением СПИДа, туберкулеза и наркомании. Но анализ показывает, что количество наркоманов в Калининграде не больше, чем в Париже или Лондоне. Сравним также и уровень преступности в области с показателями в соседних странах: Польше и Литве.
Экономика Калининградской области развивается ускоренными темпами. Прирост за первые восемь месяцев этого года считается одним из самых высоких в России. Успешно реализуется программа развития Калининградской области, рассчитанная на период до 2010 года и считающаяся в стране приоритетной. Мы стремимся к тому, чтобы улучшить инфраструктуру, прежде всего транспортные коммуникации, которые связывают Калининград с метрополией, а также с соседними странами на Западе.
Железная дорога остается, как и прежде, самым доступным транспортным средством для большинства калининградцев. Именно поэтому транзитное железнодорожное сообщение имеет для нас первостепенное значение. С учетом нашего положения администрация области представила федеральному правительству проект расширения воздушного сообщения. Кроме того, с января 2003 года в эксплуатацию будет передана паромная переправа, которая соединит Балтийск в Калининградской области с Санкт-Петербургом.
Коротко говоря, наш регион открыт для добрых инициатив. Мы намерены сделать максимально либеральной нашу экономику, у нас в Калининградской области уже две тысячи совместных предприятий. Большие надежды мы связываем с законом об «особой экономической зоне», принятие которого предстоит. К тому же мы надеемся, что намерения российского президента превратить Калининград в «регион сотрудничества» не останутся просто словами.
Учитывая это, действительно трудно понять страхи политиков ЕС. В большей мере создается впечатление, что некоторые из них желают создания такой ситуации или даже хотели бы способствовать тому, чтобы Калининград постепенно отдалялся от России. Одним из инструментов для этого было бы введение визового режима. С полной серьезностью утверждается, будто из поездов, следующих в Калининград, могли бы бежать люди, чтобы попасть через Польшу и Литву в рай ЕС. Ну да, такие случаи действительно бывают. В прошлом году литовские органы зарегистрировали целых 18 таких беглецов.
Как губернатор я категорически против введения визового режима для пассажиров, следующих транзитом через Литву по железной дороге. Россия, в конце концов, готова, предъявлять литовским органам списки пассажиров, которые следуют через литовскую территорию. Люди, следующие автомобильным транспортом (в прошлом году их было, примерно, 500 000), могли быть обеспечены магнитными картами, которые они должны предъявлять на пограничных переходах. Россия также готова подписать с Литвой договор, согласно которому, граждане России, нелегально остающиеся на территории Литвы, могут быть депортированы.
Я не обвиняю литовцев в том, что вопрос с транзитом остается не решенным до сих пор. И президент Валдас Адамкус (Valdas Adamkus), и глава правительства Альгирдас Бразаускас (Algirdas Brazauskas) неоднократно заверяли меня, что они не против сохранения безвизового транзита. Но России, по их словам, надо только сначала договориться об этом с ЕС.
Западные политики должны, наконец, проявить благоразумие. Между тем, по моей информации уже четыре государства ЕС: Франция, Италия, Испания и Греция - готовы поддержать предложения России о сохранении безвизового транзитного сообщения с Калининградом. С этим согласился также и премьер-министр Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) во время недавних переговоров в Москве с Владимиром Путиным. Вопрос заключается в следующем: что скажет Германия?
Каким бы ни был итог, мы в Калининградской области не можем исключать худшего варианта. Для калининградской экономики наступят тогда снова трудные времена. Одно лишь введение визового режима для въезда в Польшу может принести областному бюджету убытки в размере двух миллиардов рублей. Но нельзя забывать, что убытков боится не только российский эксклав: согласно статистике, число посетителей из Литвы и Польши в четыре раза больше, чем жителей области, едущих в эти страны.