23 октября 2002 года. До своего прихода во власть члены администрации Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) обыкновенно критиковали президента Билла Клинтона (Bill Clinton) за то, что тот недостаточно сильно фокусирует американскую дипломатию на крупных мировых игроках, таких, как Россия и Китай. Но они не могли знать, насколько важной для них станет российская и китайская поддержка сегодня, когда они добиваются сильной резолюции Организации Объединенных Наций (ООН) по Ираку и хотят оказать давление на Северную Корею, чтобы та отказалась от стремления к обладанию ядерным оружием.
Эти вопросы будут занимать важное место в переговорах президента США с президентом Китая Цзянь Цзэминем (Jiang Zemin), который вчера прибыл в Соединенные Штаты, и в ходе поездки г-на Буша-младшего в Москву, которую, как теперь представляется вероятным, он совершит после того, как примет участие в саммите Организации Североатлантического договора (НАТО) в Праге в следующем месяце. Пока г-н Буш-младший укрепляет дружбу со своими новыми партнерами, старым союзникам США по НАТО незачем опасаться того, что о них позабудут в Вашингтоне. Но они будут этого опасаться, если только не позаботятся о том, чтобы НАТО оставалась нужной для Соединенных Штатов.
Отправляясь после Праги в Москву, г-н Буш-младший в определенной мере наносит ответный визит вежливости президенту Владимиру Путину. Российский лидер заслуживает учтивости за то, что молча согласился на решение принять в НАТО семь новых членов из числа восточноевропейских государств, которое, как ожидается, будет принято в Праге. В их числе будут три прибалтийские республики, которые когда-то входили в состав Советского Союза. Они также отрезают российский Калининградский эксклав от остальной России.
Г-н Путин ясно дал понять, что ему не нравится расширение НАТО, но что он не станет пытаться ему помешать. Этого бы не было, если бы НАТО высказала намерение расширяться и дальше на восток, скажем, принять в свой состав Грузию, которая громко трубит о том, что является кандидатом на вступление в эту организацию. Российские генералы с возмущением отреагировали на отправку в Грузию американских войск; вполне вероятно, что однажды эти генералы возобладают в российской внешней политике, каким бы твердым ни казался сегодня контроль над ними со стороны г-на Путина. Однако такая перспектива скорее укрепляет, нежели ослабляет необходимость того, чтобы НАТО приняла в свой состав новых восточноевропейских членов, пока это возможно.
Географическое расширение НАТО расширяет масштабы ее ответственности за региональную безопасность, но никак не влияет на увеличение ее полезности для Соединенных Штатов в их "войнах" с терроризмом и с распространением оружия массового поражения (ОМП). Европейцам важно, чтобы Соединенные Штаты не утратили интереса к НАТО, потому что этот альянс является единственным имеющимся у них коллективным рычагом влияния на принятие решений Соединенными Штатами. Германия уменьшила это влияние своим антиамериканизмом в вопросе об Ираке и потихоньку пытается искупить свою вину, предлагая взять на себя руководство миротворческими операциями в Афганистане.
Более важной для восстановления авторитета НАТО в глазах Соединенных Штатов стала бы поддержка в Праге американского плана создания "сил быстрого реагирования НАТО", способных участвовать в боевых действиях совместно с американскими вооруженными силами. Этот план не обязательно должен конфликтовать с более крупными миротворческими силами, которые запланировал создать Европейский Союз (ЕС). Но это показало бы Соединенным Штатам, что, хотя ему и нужны новые партнеры в дипломатии, союзники по-прежнему важны, когда дело касается жестких способов обеспечения безопасности.