Российское руководство не проявило благосклонности и к новому проекту резолюции Совета безопасности по Ираку. Документ в принципиальных вопросах мало отличается от предыдущих англо-американских проектов, которые тоже были неприемлемы для Москвы, сообщило информационное агентство «Интерфакс», ссылаясь на «хорошо информированные источники» в российской столице. Это сразу же бросается в глаза, хотя анализ текста, переданного в понедельник, только начался, сказал агентству анонимный источник.
«Такое развитие событий вызывает серьезное разочарование особенно тогда, когда принимаешь во внимание то, что официальные представители США много говорили о готовности учитывать позиции других государств и стремиться к достижению компромисса, приемлемого для всех сторон», цитирует «Интерфакс» своего источника.
Хотя в новой редакции резолюции больше ничего не говорится об автоматическом применении военной силы, Москва беспокоится по поводу того, что Багдад ожидают «серьезные последствия» в случае невыполнения резолюции. Текст содержит также пассаж о «грубых нарушениях» Ираком резолюции ООН. Нечто подобное, опасаются российские дипломаты, может быть использовано в качестве повода для развязывания войны.
Войны Россия не хочет. Ее интересам, скорее, отвечает сохранение в Ираке нынешнего статус-кво, пускай и при соблюдении по возможности смягченных санкций. Поскольку в Ираке после свержения Саддама снова забурлила бы нефть, а это, боятся в Москве, может привести к падению цен на нефть, а с этим - к появлению больших дыр в российском бюджете. Тем не менее, наблюдатели в Москве считают, что российское руководство, в конечном счете, пойдет на попятную, если получит взамен соответствующую его представлениям плату. Пока, очевидно, этого не произошло.
Некоторые российские политики видят в качестве альтернативы также односторонние действия США, с которыми Москва смирится. Россия, сказал влиятельный депутат Государственной Думы Владимир Рыжков корреспонденту "Die Welt", «будет, разумеется, против, но она не станет направлять туда ни войска, ни приводить в боевую готовность свои ядерные силы». Но США должны будут нести ответственность за свои действия в одиночку». Сценарий, по которому Москва сохраняет свою репутацию в арабском мире, но одновременно ставя на карту стратегическое партнерство с США.
Пока российское правительство пытается не дать заподозрить себя в том, что оно ведет торговлю с Вашингтоном. Переговоров о нефти с американцами за закрытыми дверями не ведется, сказал на днях министр иностранных дел Игорь Иванов. Президент Владимир Путин дал в этой связи понять, что это не восточный базар, тема не подходит для торговли.
Но тогда чего же хочет Россия, поставила вчера вопрос газета «Известия». В чем заключается иракская политика России, если речь не идет о нефти? Газета, кстати, обвиняет российское руководство в том, что оно в условиях неизбежного военного удара США упустило время ясно заявить о своих интересах в плане будущей эксплуатации иракских нефтяных месторождений. Эту «стыдливость Москвы» трудно понять, писала газета «Известия».