23 октября 2002 года. Президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) - терпеливый человек, возможно, слишком терпеливый, судя по его отношению к продолжающимся интригам Франции и России в Совете Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН). Эти две страны, ранее считавшиеся великими державами, блокируют любые американо-английские резолюции, которые являются достаточно жесткими, чтобы разоружить Саддама Хусейна (Saddam Hussein).
Мы понимаем, что такое дипломатия, но в данном случае хотим сказать "Хватит!" Прошло 5 недель с момента, когда г-н Буш-младший попросил ООН начать действовать. Остается мало времени до наступления главного зимнего периода для осуществления военной операции в Ираке, и рано или поздно г-ну Бушу-младшему придется выполнить свою обязанность положить конец этому танцу "па-де-Ширак" (pas de Chirac, фр.) и ответить на вызов Франции и России.
Соединенным Штатам следует выложить перед СБ проект резкой, убедительной декларации и посмотреть, действительно ли его члены захотят наложить на нее вето. Такой ультиматум, по крайней мере, вынудит Францию и Россию объявить, на чьей стороне они в действительности выступают. Сегодня ситуация такова, что они могут претендовать, что являются друзьями США, и в то же время в ходе закулисных маневров защищать г-на Саддама, удушив любые инспекции вооружений в задержках и дипломатических увертках.
Возможно, французы с их обычным высокомерием не воспринимают всерьез г-на Буша-младшего. Не далее как вчера президент США повторил свои прежние обещания, что, "если Объединенные Нации не могут принять решение, если Саддам Хусейн не хочет разоружаться, мы возглавим коалицию, чтобы его разоружить ради дела мира". Он также достаточно реалистично заявил на этой неделе, что сомневается в том, что г-н Саддам согласится на любой серьезный инспекционный режим. Но французы и россияне ведут себя так, как если бы они все еще думали, что г-н Буш-младший изменит свое намерение, несмотря на недавно выраженную ему поддержку подавляющего большинства американского конгресса.
Чем можно объяснить эту любопытную двойную игру? В меньшей степени высокими моральными принципами, нежели старыми меркантильными соображениями. Российский нефтяной гигант "Лукойл" имеет контракты с нынешним иракским правительством, а правительство России хочет получить с Ирака долг в сумме 8 млрд. долл. США. Французская компания связи "Alcatel" и французские автомобильные компании "Renault" и "Peugeot" в последние годы тоже делают хороший бизнес в Ираке. А французская нефтяная компания "TotalFinaElf" имеет эксклюзивные права на разработку нефтяных месторождений Бен-Умар (Bin Umar) и Манджун (Manjoon). Быть может, эти компании опасаются, что правительство постсаддамовского Ирака может не так приветливо отнестись к тем, кто поддерживал их прежних угнетателей.
Французы, конечно же, давно ведут дела в Ираке и не хотят уступать этот регион влияния новичкам-американцам. При мифическом Шарле де Голле (Charles de Gaulle) Франция ушла из Северной Африки, оставив, говоря его собственными словами, "ограниченные нефтяные резервы Сахары ради более богатых резервов Аравийского полуострова" - и установив более тесные связи на всем Ближнем Востоке, особенно с партией Баас (Baath Party) Саддама Хусейна в Ираке. ("Ирак в самом деле является ключом к вашей арабской политике", - уверял г-на де Голля один его влиятельный советник.)
Никто иной, как нынешний французский президент Жак Ширак (Jacques Chirac) сыграл центральную роль в деле укрепления этих отношений при преемниках г-на де Голля, президентах Жорже Помпиду (Georges Pompidou) и Валери Жискар д'Эстене (Valery Giscard d'Estaing). Франция построила ядерный реактор "Осирак" (кодовое название - прим. пер.), который во благо всему миру был уничтожен Израилем в 1981 году. А к 1989 году, согласно оценкам, половина всего производимого во Франции оружия направлялась в Ирак. По крайней мере, так было до начала войны в Персидском заливе, когда тогдашний французский президент Франсуа Миттеран (Francois Mitterrand) понял, что интересам Франции больше соответствует быть на стороне победителей, и поддержал возглавлявшуюся Соединенными Штатами коалицию.
Мы думаем, что то же самое произошло бы сегодня, если бы г-н Ширак был действительно принужден к выбору. То же самое относится и к России, которая может выиграть больше от углубления отношений с Америкой, чем от поддержки обреченного иракского диктатора. Поскольку г-н Буш-младший полон решимости действовать при поддержке СБ ООН или без таковой, вето в СБ только вызвало бы враждебность со стороны Соединенных Штатов, но не спасло бы деловые интересы этих стран в Ираке. Такое вето, ни в коей мере не способствующее возрождению былого голлистского или советского величия, только лишь подчеркнуло бы французскую и российскую ненужность в мировых делах.
Мы бы добавили, что вето также нанесло бы серьезный удар по репутации ООН. Г-н Буш-младший потребовал от этой организации, чтобы она соответствовала своим принципам, добиваясь выполнения собственных резолюций по Ираку. Если, несмотря на увещевания г-на Буша-младшего, ООН не сумеет этого сделать, а Соединенные Штаты освободят Ирак вместе с созданной ими коалицией, эта организация будет выглядеть более бесполезной и беспомощной, чем она есть сегодня.
Г-н Буш-младший уже проявил огромное почтение к ООН. Но его первейшим долгом является защита жизней американских солдат, а это означает, что он должен позволить им воевать в зимний период, когда шансы на победу у них будут самые высокие. У Франции и России было более чем достаточно времени, чтобы решить, чьими друзьями они являются.