Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чечню спасет вино

Винная промышленность является потенциальным двигателем возрождения экономики Чеченской республики

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вино когда-то составляло до 30 процентов валового продукта Чеченской республики, уступая только нефти, и московские чиновники называют винодельческую промышленность потенциальным двигателем возрождения экономики. В рамках усилий по восстановлению разрушенной республики московские власти выделили винной промышленности один миллион долларов США.

Чечня - это не Тоскана (область в Италии - прим. пер) и не долина реки Рона (Рона - река во Франции - прим. пер), и никогда ими не была. Однако совсем недавно в Чечне делали вина, которые пили все: и советская элита, и простые крестьяне.

Более 35 000 акров виноградников когда-то цвели в сухой песчаной долине реки Терек, которая делит собой Чечню на две половины. Каждую осень более десяти винных заводов превращали виноград в белое и красное вино, в бренди и коньяк.

Возможно, они не были винами мирового класса, однако о них вспоминают с ностальгией, так как они напоминают о мирных временах.

"В 1970-е года некоторые из наших вин завоевывали золотые или серебряные медали на национальных конкурсах", - говорит Турпал Яхаев, виноградарь государственного колхоза, который до сих пор называется "Советская Россия".

После распада Советского Союза в 1991 году наступило бурное десятилетие, после которого винная промышленность Чечни, как и сама республика, осталась лежать в руинах.

Некоторые считают, что упадок отрасли начался еще раньше, во время проводившейся президентом Михаилом Горбачевым в 1986 году (так в тексте - прим. пер.) антиалкогольной кампании, в результате которой тысячи виноградников по всему Советскому Союзу были перепаханы.

Однако все согласны с тем, что этот упадок стал прогрессировать после того, как первый президент Чечни Джохар Дудаев объявил республику независимой и принялся восстанавливать мусульманские традиции. Его правительство перестало поддерживать винные заводы.

"Не было ни должного ухода за виноградниками, ни развития, ни производства новой продукции, - вспоминает Саид Арсанукаев, проработавший на крупнейшем в республике Наурском винном заводе 21 год, четыре последних из них - директором.

Однако наибольший ущерб виноделию был нанесен боевыми действиями. Две чеченские войны - первая, длившаяся с 1994 года по 1996 год, и вторая, начавшаяся в 1999 году и продолжающаяся поныне - уничтожили тысячи акров виноградников и несколько винных заводов, в том числе и главный из них, находившийся в Грозном.

Теперь осталось менее 10 000 тысяч акров винограда, главным образом в северных районах республики, где бои были менее интенсивными. Когда-то в Чечне насчитывалось 14 производителей вина, теперь осталось только четыре.

Вино когда-то составляло до 30 процентов валового продукта республики, уступая по этому показателю только нефти, и московские чиновники называют винодельческую промышленность потенциальным двигателем возрождения экономики. В рамках мероприятий по восстановлению разрушенной республики московские власти выделили винной промышленности один миллион долларов США.

Сегодня колхоз "Советская Россия" выращивает главным образом один сорт винограда, ркацители, используемый для производства сухого столового вина, которое вряд ли будет отнесено к лучшим мировым винам.

Турпал Яхаев, как и Саид Арсанукаев, мечтает о производстве более качественных вин, возможно, даже марочных.

Станет ли Чечня Долиной Напа (Napa Valley - лучший винодельческий регион Америки - прим. пер.)?

"Да, можно говорить и так, - с уверенностью говорит Яхаев. - Тут замечательный климат для марочных сортов винограда".