Хосе Санмартин - директор Центра Королевы Софии по исследованию преступлений, связанных с насилием
«Я - Бог». Эта фраза, написанная на карте таро - единственная улика, которая выдает личность серийного убийцы (на момент публикации перевода таких улик уже три - прим. пер.), со 2 октября держащего в страхе жителей Мэриленда, Вашингтона и Виржинии (на сегодняшний день лишь их). Он убивает, стреляя из высокоточной винтовки, и потому заслужил прозвище «the Sniper» (снайпер - прим. пер.). И, если действительно есть такая черта, которой можно было бы охарактеризовать подобного убийцу, застрелившего к тому моменту, как я пишу эти строки уже девять человек, так это - его жажда господства над другими.
Вполне возможно, что, совершая свои преступления, он стремится, прежде всего, к самоудовлетворению: «вашингтонский стрелок» выбирает жертву, следит за ней, а потом решает, пора ли ей умереть или же - нет. И потому ощущает себя Богом. При условии, что подобная гипотеза верна, сегодняшнего снайпера можно было бы отнести к категории серийных организованных убийц. Термин «серийные убийцы» был введен полковником Ресслером (Ressler), создателем классификации убийц, используемой ФБР для поиска и задержания подобных лиц.
Серийный организованный убийца - это преступник, заставляющий нас мучиться от самых страшных кошмаров. Он - не сумасшедший. Он прекрасно понимает, что делает, хотя, возможно, и не чувствует этого. Он страдает от глубоких изменений своего сознания. Учитывая все совершенные снайпером преступления, подобные изменения можно назвать психопатией. Этот индивидуум совершенно лишен чувства эмпатии (сопереживания), не может себя поставить на место другого человека, и именно потому действует абсолютно хладнокровно, так, словно он ощущает полную безнаказанность и обладает эмоциональным иммунитетом.
Он может совершать самые страшные преступления и при этом не испытывать никаких негативных эмоций, обычно сопровождающих подобные действия. Кроме того, отсутствие чувства эмпатии защищает его от возможных угрызений совести. Напротив, он будет стремиться к рационализации своих действий, полагая, что оказывает обществу даже некую услугу. И, в любом случае, он полностью себя оправдывает, обвинив общество, или определенную его часть, в своих собственных неудачах.
Сам убийца ведет себя, как профессиональный представитель преступного мира. Умственные способности, практически всегда остающиеся незатронутыми, вкупе с его эмоциональным хладнокровием, заставляют преступника методично и систематически планировать свои действия,. При этом он перемещается на собственной машине и применяет для убийств определенное снаряжение. Наш снайпер использует миниавтобус и винтовку.
Кроме того, организованный преступник обычно выбирает свои жертвы. Иногда это девочки определенного возраста; в следующий раз ими становятся молодые загорелые девушки с длинными, не вьющимися волосами, расчесанными на прямой пробор; а, возможно, и молодые мальчики, занимающиеся проституцией┘. Чаще всего его жертвами становятся категории людей, которых некоторые следователи называют «скорее живыми, чем мертвыми». Иными словами, исчезновение таких людей может оставаться незамеченным определенный промежуток времени, и это не вызовет ни у кого никаких подозрений.
Но, по-видимому, «вашингтонский стрелок» не отвечает ни одной из перечисленных характеристик. О нем говорят, что свои жертвы он не выбирает. На первый взгляд, именно так и кажется. Этот убийца покончил с жизнью шести мужчин и трех женщин: ни расовая принадлежность, ни род занятий, ни возраст его жертв не совпадают. Но, быть может, критерием отбора для снайпера являются не цвет кожи, не количество лет и не профессия жертвы. Возможно, он просто занимает наблюдательную позицию и, когда чувствует себя полностью готовым к преступлению, стреляет в первого же появившегося человека, показавшегося ему достойной мишенью. А, может, он и не руководствуется никакими критериями, потому как преследует одну единственную цель - убивать, чтобы вселять страх, а самый эффективный способ достичь этой цели - сделать это наудачу.
Подобно террористу, снайпер претворяет в жизнь максиму, гласящую: «Убей одного, чтобы боялись тысячи». «Вашингтонский стрелок» добился того, что о содеянном им кричат все средства массовой информации - особенно визуальные, и до сознание каждого человека доходит мысль, что именно он может стать следующей жертвой.
Нарциссизм и превосходство
Как бы то ни было, он вне всякого сомнения отвоевывает себе все больше времени на телеэкранах. А столь частое появление изображений убийств «вашингтонского стрелка», еще больше, в свою очередь, подпитывает нарциссизм, которым часто страдают организованные серийные убийцы. Преступники подобного рода обычно считают себя в чем-то превосходящими остальное человечество. Он полагает, что может распоряжаться жизнями других людей, совершать преступления, дающие убийцам самоудовлетворение и приносящие удовольствие. А потому, преступник, любующийся на свое изображение на экране телевизора испытывает, вероятно, наслаждение.
Итак, в итоге можно сказать, что перед нами убийца, прекрасно понимающий, что он делает, преступник, убивающий методично и систематически. Подтверждением подобному предположению служат также время и место совершения преступлений. Общеизвестно, что до настоящего времени он ни разу не убивал в субботу или воскресенье и что свои преступления он совершает либо между восемью и десятью часами утра, либо между пятью и десятью часами вечера. Данные факты, вероятно, говорят об ошибочности версии, согласно которой «вашингтонский стрелок» - это безработный одиночка.
Напротив, речь может идти о самом заурядном отце семейства, проводящем дома все выходные и работающем с десяти утра до пяти часов вечера. Возможно все. Чтобы еще больше усложнить существующее положение вещей, следовало бы не оставлять без внимания некоторые характеристика снайпера, превращающие его в еще более атипичного организованного серийного убийцу. Подобные преступники убивают от трех до пяти жертв, делая перерыв между каждым убийством. По мере того, как список жертв растет, сокращается время между преступлениями. В случае с «вашингтонским стрелком» такой закономерности не прослеживается.
В четверг, 3 октября, он лишил жизнь пять человек, причем четыре жертвы были убиты с интервалом несколько минут. И поведение снайпера на тот момент больше соответствовало манере массового, а не серийного убийцы. Но, начиная с того дня, все последующие убийства походили на те, что совершает обычный серийный убийца: он убивал по одному человеку в день в понедельник, среду, четверг и пятницу.
Какую цель может преследовать «вашингтонский стрелок»? Ставя подобный вопрос, сложно дать один единственный ответ. Если речь идет о психопате - но, судя по всему, это не он - снайпер покончит жизнь самоубийством. Но, полагаю, что в нашем случае этого не произойдет. Если перед нами действительно серийный организованный преступник, психопат, действующий подобно хищнику или охотнику на представителей группы себе подобных, то он будет убивать до тех пор, пока не поймают его самого. Либо, как это уже иногда случалось, в один прекрасный день он исчезнет. Он не оставит после себя ни одной зацепки, которая смогла бы привести преследователей к нему, но за этим человеком будет тянуться кровавый шлейф, и никто не знает, когда он оборвется.
.