25 октября 2002 года. Президент Путин такой же заложник, как и 500 театралов Москвы. У него осталось мало вариантов для выбора, чтобы прекратить противостояние в столице или более широкую войну, начатую им в Чечне. Российский лидер поклялся никогда не вести переговоров ни с какими чеченскими повстанцами, если только они безоговорочно не капитулируют, а повстанцы ясно дали понять, что готовы взорвать здание, если будет начата операция по освобождению заложников.
Мир только однажды за последние годы был свидетелем столь масштабного захвата заложников, когда чеченские повстанцы захватили в городе Буденновск 1200 заложников. Нынешняя ситуация более серьезная, потому что действие происходит в Москве, а мирное решение конфликта представляется трудным. Кремль едва ли пойдет на переговоры, как это случилось в 1995 году в Буденновске. Президент Путин последовательно называет чеченских сепаратистов "террористами" и отказывается говорить с ними. Он также применяет этот принцип к Аслану Масхадову, человеку, которого Россия и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 1997 году официально признали законно избранным руководителем Чечни. И это несмотря на частые призывы г-на Масхадова начать переговоры с целью прекращения кровопролития в Чечне.
Г-н Масхадов пока публично не отреагировал на захват заложников в Москве, но представляется маловероятным, что он его одобрил, поскольку ранее он осуждал случаи насилия в отношении гражданского населения. Едва ли г-н Путин захочет вести переговоры и с Мосваром Бараевым, который командует теми, кто захватил в Москве заложников. Бараев повинен в смерти сотен гражданских лиц, в том числе четырех британцев, которых он в 1998 году обезглавил.
Что всего важнее, г-н Путин стал президентом на волне своего обещания решить чеченскую проблему раз и навсегда. В 1999 году г-н Путин произнес известную фразу: "Мы будем мочить их (чеченцев) в сортире". Использование им бандитского сленга позволило ему поднять собственную популярность и через 6 месяцев стать избранным президентом страны.
Для всякого, кто пристально следит за ситуацией в Чечне, высказывания, что вскоре война закончится, всегда казались абсурдными. Еженедельно в этой республике гибнет до 20 российских солдат.
Российские войска обвиняются в вымогательстве взяток, в пытках и изнасилованиях гражданского населения. Однако большинство внешнего мира, в том числе большинство россиян, умудряются не замечать страданий чеченцев. Россияне начинают интересоваться Чечней, когда там происходит массовая гибель людей, как это было при катастрофе военного вертолета, погубившей 120 человек из числа военнослужащих и членов их семей. Чечня давно уже является кошмарным сном для всякого, кто прямо оказался вовлеченным в этот конфликт. Это печально, но не удивительно, что кошмар, наконец, распространился и на Москву.