Те, кто поддерживают длящуюся уже не первый год борьбу чеченских сепаратистов, утверждают, что большинство полевых командиров мечтают провести в столице России достаточно серьезную операцию, чтобы ослабить позиции Кремля и привлечь внимание мирового сообщества. Однако немногие из них видят в этой роли 25-летнего едва оперившегося полевого командира Мовсара Бараева.
Мовсар Бараев, которому приписывают организацию захвата заложников в одном из московских театров, еще 18 месяцев назад был мало известен в Чечне. По мнению чеченского журналиста Мусы Мурадова, выросшего в одной деревне с Бараевым и в настоящий момент работающего в «Коммерсанте», своей известностью этот полевой командир в первую очередь обязан тому, что является племянником главаря одной из самых жестоких и эффективных чеченских бандформирований, специализирующихся на похищениях людей.
Известность пришла к Мовсару неожиданно, после того, как в июне 2001 года его дядя Арби Бараев был убит в перестрелке с российскими военными в своей родной деревне Алхан-Кала. Мовсар Бараев продолжил его дело и возглавил отряд радикалов-исламистов, так называемый «Исламский полк специального назначения».
В своем прошлогоднем интервью, вывешенном на одном из интернет-сайтов, Мовсар Бараев заявил, что в его распоряжении находятся 400 вооруженных боевиков, причем столько же числится и резерве. По мнению экспертов, эти цифры изрядно преувеличены. Мовсар Бараев посмеялся над заявлениями российских военных о победе, одержанной в той самой операции, в которой был убит его дядя, сказав, что «они в тупике, и не знают, что делать».
Тогда он заявил следующее: «Мы воевали и будем продолжать воевать до полного уничтожения агрессора и освобождения нашей земли от захватчиков».
По словам информированных источников в чеченском сопротивлении, банда Бараева была сформирована в 1996 году при содействии Зелимхана Яндарбиева, чеченского экстремиста-исламиста. Есть сведения о том, что Яндарбиев в настоящий момент проживает в Катаре, где собирает у правительств стран мусульманского мира средства для финансирования различных сепаратистских группировок в Чечне.
Российские правоохранительные органы обвиняют банду Бараева в похищении и убийстве трех британцев и одного новозеландца, имевших место в 1998 году (убитые были специалистами по мобильной связи). Спустя два месяца обезглавленные тела четырех человек были обнаружены поблизости от западной границы Чечни. Банду Бараева обвиняют также в похищениях как российских журналистов и официальных лиц, так и чеченских граждан с целью получения выкупа.
Как и другие полевые командиры, Арби Бараев, отказывался подчиняться Аслану Масхадову, экс-президенту Чечни, в настоящий момент являющемуся одним из лидеров сепаратистского движения.
В 1998 году до начала второй чеченской войны боевики Масхадова и Арби Бараева выясняли отношения с помощью оружия. Масхадов лишил Бараева военных чинов и объявил его бандформирование вне закона, однако последний проигнорировал эти шаги.
«Масхадов пытался арестовать Арби Бараева, но не смог этого сделать, - сказал в телефонном интервью из Парижа Маирбек Вачагаев, бывший пресс-секретарь Масхадова. - Группировка Бараева очень сильна».
Юность и неопытность Мовсара Бараева позволяют некоторым специалистам сомневаться в том, что именно он организовал захват заложников в театре. По мнению Мурадова, «организовать такой захват мог только настоящий лидер». А Мовсар Мурадов - «не обладает достаточным опытом и знаниями, не искушен в стратегии. Он недостаточно энергичен. Он - просто - никто».