Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Похоже, что Путин выходит окрепшим из кризисной ситуации. Президент утверждает, что никому не удастся поставить Россию на колени

Российский президент просит прощения за то, что удалось спасти не всех заложников

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российскому лидеру удалось с честью выйти из тяжелейшего кризиса за два с половиной года своего правления: трагедия с захватом заложников в московском театре вовсе не была похожа на катастрофу с атомной подлодкой «Курск» и целиком зависела лишь от действий президента Путина. Похоже, что позиции бывшего офицера российских разведслужб, превозносимого теперь, как сторонниками, так и противниками, выглядит сегодня крепче, чем когда-либо прежде. Каким образом он будет теперь использовать свою силу и влияние? Изменит ли он политику, проводимую Россией в Чечне? Воспользуется ли своим влиянием для проведения столь необходимых стране экономических и демократических реформ? Ответы на эти вопросы в своем обращении он так и не дал

В своем субботнем обращении к народу президент России заявил, что необходимо вести борьбу против «международного терроризма», поскольку «пока он не побежден, нигде в мире люди не будут чувствовать себя в безопасности». В телевизионном выступлении, переданном по всей стране по окончании операции по освобождению заложников в одном из московских театров, Путин сказал, что: «Враг силен и опасен, бесчеловечен и жесток». «Терроризм должен быть побежден. И будет побежден», - заявил президент. Российскому лидеру удалось с честью выйти из тяжелейшего кризиса за два с половиной года своего правления: трагедия с захватом заложников в московском театре вовсе не была похожа на катастрофу с атомной подлодкой «Курск» и целиком зависела лишь от действий президента Путина.

Похоже, что позиции бывшего офицера российских разведслужб, превозносимого теперь, как сторонниками, так и противниками, выглядит сегодня крепче, чем когда-либо прежде. Каким образом он будет теперь использовать свою силу и влияние? Изменит ли он политику, проводимую Россией в Чечне? Воспользуется ли своим влиянием для проведения столь необходимых стране экономических и демократических реформ? Ответы на эти вопросы в своем обращении он так и не дал. «Сегодня утром [в субботу] была проведена операция по освобождению заложников. Удалось сделать почти невозможное - спасти жизни сотен и сотен людей. Мы доказали, что нельзя поставить Россию на колени. Но сейчас я, прежде всего, хочу обратиться к родным и близким тех, кто погиб. Мы не смогли спасти всех. Простите нас. Память о погибших должна нас объединить», - сказал президент.

Хотя Путин и обратился к своим соотечественникам, использовав обращение «дорогие», но его речь была рациональной и поверхностной, и даже просьба о прощении прозвучала официально; он словно бы руководствовался чувством долга, но, произнося эти слова, не вложил в них ни эмоций, ни тепла. Путин сообщил, что побывал в больнице, где пообщался с «жертвами» терракта - такой привилегии удостоились вчера всего несколько родственников пострадавших.

За те семь минут, что длилось его обращение, Путин ни разу не произнес слова «Чечня или чеченцы» для обозначения тех террористов, что держали в напряжении всю страну и заставили президента отказаться от важнейшего визита в Мексику, где ему предстояло встретиться со своим американским коллегой Джорджем У. Бушем (George W. Bush). Президент назвал террористов «вооруженными подонками» и ни разу даже не произнес фамилию главы банды чеченских самоубийц Бараева, убитого вместе с большей частью захватчиков.

Перед началом операции по освобождению заложников российский президент провел четырехчасовую встречу в Кремле с представителями Госдумы; но в ходе своего субботнего обращения не сказал, какую политику он собирается проводить в небольшой мятежной республике. Он не озвучил каких бы то ни было предложений, которыми можно было бы воспользоваться для урегулирования кавказского конфликта. Подобное безмолвие дезориентирует политических последователей президента, которые на настоящий момент даже не знают, размышляет ли Путин над какими-то вариантами решения чеченской проблемы, либо собирается придерживаться своей прежней политики.

Со словами особой благодарности российский президент обратился к бойцам спецподразделений, которые «без колебаний, рискуя собственной жизнью, боролись за спасение людей», а, кроме того, и к дружественным странам, что предоставили «моральную и практическую поддержку в борьбе с нашим общим врагом». Кризисная ситуация, возникшая в Москве в связи с захватом заложников, привела сюда десятки специалистов из секретных служб различных стран: Соединенных Штатов, Германии и Великобритании.

Вполне возможно, что охватившая всех эйфория приведет к тому, что Путин не извлечет уроков из произошедших событий, и будет продолжать настаивать на военном пути разрешения чеченского конфликта. Однозначно лишь то, что сторонники ведения переговоров, находятся сегодня в гораздо более сложной ситуации, чем до захвата заложников. Помимо всего прочего, они теперь и более изолированы. В конце следующего года в России пройдут парламентские выборы, выборы президента состоятся в начале 2004 года, и предвыборная кампания должна вот-вот начаться. А, учитывая настроение общества, вполне предсказуемо, что мало кто будет готов говорить о необходимости сесть с чеченскими сепаратистами за стол переговоров.

Как бы то ни было, становится очевидным, что Путин, в соответствии с логикой, которой отмечены все его действия на международной арене после событий 11 сентября, пытается извлечь из сложившейся ситуации максимальную выгоду. И, прежде всего, в том, что касается его отношений с Западом. В этом контексте некоторые обозреватели полагают, что Россия больше не будет ставить серьезных препятствий действиям США в отношении Ирака.