Москва, 28 октября 2002 года. Призрак трагедии с подводной лодкой "Курск" вернулся, чтобы снова преследовать президента Владимира Путина в момент, когда он следит за тем, как угрожает рассыпаться поддержка общественностью его действий по выходу из кризиса с захватом чеченцами заложников в московском театре.
Затопление подводной лодки 2 года назад было внезапной и окончательной трагедией. Президент в то время находился на отдыхе на юге России и совершил пагубную ошибку, немедленно не взяв под свой личный контроль проведение спасательной операции. Он действовал недостаточно быстро, чтобы попытаться спасти моряков, отказался от иностранной помощи и лгал относительно бедственного состояния аварийно-спасательных средств российского Военно-Морского Флота (ВМФ). После того, как моряки погибли, он попытался откупиться деньгами, ибо его предложение поднять подводную лодку, чтобы можно было должным образом похоронить погибших, последовало слишком поздно и было слишком малозначимым в сравнении с самой трагедией.
Кризис с захватом заложников в театре стал для г-на Путина более серьезным испытанием. Совершенно очевидно, что некоторые уроки из трагедии с "Курском" были им извлечены. На всем протяжении блокады театра президент неоднократно повторял, что человеческая жизнь свята. Он приказал своим службам безопасности позаботиться в первую очередь о сохранении жизней заложников и потребовал, чтобы глава Федеральной службы безопасности (ФСБ) России Николай Патрушев обещал вооруженным захватчикам жизнь, если они отпустят всех заложников целыми и невредимыми.
Он назвал банду Арби Бараева международными террористами, желая приравнять этот инцидент к войне Америки с террором вместо того, чтобы говорить о жестокости и неудачах его собственной войны в Чечне. Он в первый вечер до поздней ночи совещался со своими советниками в своей кремлевской квартире, чтобы показать, что понимает серьезность обстановки.
После того, как осада кончилась, он немедленно появился на месте событий, поздравив своих военных с успешным штурмом и поговорив с жертвами в больнице. Но под новой и человечной поверхностью всех его действий проступало его прежнее очевидное безразличие к человеческим чувствам.
Когда началась блокада, г-н Путин имел возможность выбирать между согласием на серьезные переговоры с захватчиками заложников и полным или частичным удовлетворением их требований и проведением военной операции. Выбрав вторую опцию, он был бы в гораздо большей безопасности в точки зрения краткосрочной политической перспективы. Поддержка общественностью войны в Чечне постепенно угасает, но мало кому из россиян нравится делать уступки террористам.
Во многих вопросах россиянам больше по душе концепция "сильной руки". Если бы г-н Путин, который пришел к власти на гребне его твердой позиции в отношении Чечни, пошел на уступки захватчикам заложников, то тем самым мог бы разрушить свой имидж. Однако г-н Путин все еще не избавился от неприятностей. Не только были допущены неуклюжие действия бойцов СПЕЦНАЗ'а при применении очень опасного газа, но родственники жертв были лишены информации о своих близких и даже доступа к ним. Он и его советники сегодня обвиняются в том, что проявили безразличие к человеческой жизни и к человеческим страданиям.
Вполне вероятно, что г-н Путин сможет спасти свою политическую карьеру, которой в течение многих месяцев угрожала трагедия с "Курском", если в ближайшие дни он сохранит тот извинительный тон, который он продемонстрировал в субботу вечером. Но тогда ему нужно также выбрать правильный путь в вопросе о Чечне.
Официальные чеченские лица высказывают предположение, что могут последовать еще более решительные действия. Один из представителей лидера сепаратистов Аслана Масхадова сказал, что опасается, что отчаявшиеся радикалы могут даже попытаться осуществить террористические акты на ядерных объектах.
Москва не проявляет никаких признаков желания пойти на уступки. Вчера Министерство иностранных дел (МИД) России заявило, что Москва, возможно, станет бойкотировать предстоящий саммит Европейского Союза (ЕС) в Копенгагене в знак протеста против созыва в этом городе в следующем месяце Всемирного чеченского конгресса. Подобное грубое запугивание только лишь создает новые препятствия на пути к крайне необходимым мирным переговорам, говорят аналитики.
Профессор Кирилл Холодковский из Института мировой экономики и международных отношений в Москве сказал: "Официальные лица Москвы возложили ответственность за трагедию в театре на Аслана Масхадова. Это значит, что в ближайшем будущем переговоров не будет. Но г-ну Путину по-прежнему нужно ответить на вопрос, что можно сделать с войной в Чечне сейчас, когда она зашла в тупик? Сегодня нет иного пути, кроме как начать переговоры. Чем скорее будет принято такое решение, тем лучше для России. Нападение террористов в Москве, безусловно, укрепило позиции московских "ястребов", причем не только среди политической элиты, но также и среди населения в целом. Это еще больше затрудняет нахождение выхода из создавшегося положения".
Однако едва ли г-н Путин отдаст приказ каким-то образом интенсифицировать военные операции сейчас, когда взоры всего мира вновь прикованы к "позабытой войне" России. Процент тех, кто в ходе опросов общественного мнения, высказывается против продолжения военных действий в Чечне, сегодня поднялся до 60%. Г-н Путин неоднократно утверждает, что война окончена и что продолжается только незначительное число милицейских операций против террористов.
Скорее всего, Кремль пойдет на уступки твердолобым и воспользуется захватом заложников в театре как мандатом на новые жестокие "зачистки", в ходе которых войска осуществляют в населенных пунктах поиск мужчин, способных держать в руках оружие и вступать в ряды повстанцев. Их арестовывают, избивают и нередко убивают. Вчера Кремль попытался доказать наличие связи боевиков, захвативших заложников в театре, с группой "международных террористов", которую вот уже в течение года преследует по всему миру Вашингтон.
Российские эксперты сил безопасности заявили, что перехваченные ими звонки по мобильным телефонам свидетельствуют, что захватчики заложников звонили в Саудовскую Аравию, Турцию и Объединенные Арабские Эмираты. Г-н Путин не раз обзывал чеченских повстанцев закоренелыми "международными преступниками". В России полагают, что западный мир не сможет протестовать против зверств в Чечне, если они осуществляются во имя борьбы против Усамы бен Ладена (Osama bin Laden) и международного террора.
Через 24 часа после резни в театре в российских средствах массовой информации (СМИ) уже появились сообщения о новых "антитеррористических операциях" в Чечне. В момент, когда Россия начинает осуществлять свое возмездие этой многострадальной республике, обессилевшему чеченскому народу остается лишь надеяться, что Москва хочет жестоко отомстить только чеченским "бандитам", а после быстро проведет мирные переговоры и тем самым положит конец нескончаемым бедствиям Чечни.