Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если принять во внимание пророчество Самуэля П. Хантингтона, предсказавшего еще в 1993 году столкновение цивилизаций, то чеченский конфликт с его противостоянием между армией православных славян и нерегулярными силами, сформированными из чеченцев и мусульман, можно считать частью общего сражения между двумя мирами. Но войны в Чечне, уходящие корнями еще в XVIII-е столетие, не так-то легко подвести под это определение

После захвата террористами заложников в Москве чеченский конфликт вновь вернулся в зону пристального внимания мирового сообщества. Так какова все-таки причина войны в Чечне: антитеррористическая борьба? Столкновение цивилизаций? Нефть?

Если принять во внимание пророчество Самуэля П. Хантингтона (Samuel P. Huntington), предсказавшего еще в 1993 году столкновение цивилизаций, то чеченский конфликт с его противостоянием между армией православных славян и нерегулярными силами, сформированными из чеченцев и мусульман, можно считать частью общего сражения между двумя мирами. Но войны в Чечне, уходящие корнями еще в XVIII-е столетие, не так-то легко подвести под это определение.

Тем не менее, Хантингтон прав в следующем: война стала другой и не только в аспекте технологическом. Изменились, кроме того, и мотивы, которыми руководствуются главные действующие лица конфликта. Изначально война была делом царей и князей; или, лучше сказать, территориальным либо династическим конфликтом между князьями, разбирать который приходилось, к несчастью, вовсе не им. Подобная модель ведения военных действий исчезла после Французской Революции, когда разделительная полоса сместилась и была прочерчена между нациями.

Тем не менее, позднее, в ХХ-ом столетии, войны между нациями уступили свое место конфликтам идеологическим: сначала - между коммунизмом, фашизмом и демократией, а позднее, во времена холодной войны, между коммунизмом и демократией. Сегодня, после падения Берлинской стены, возникли новые противостояния, но на этот раз уже не между нациями или идеологиями, а между различными этническими или религиозными общинами. Несмотря на пережитый 11 сентября в Вашингтоне и Нью-Йорке кошмар, не весь мир согласен с известным предсказанием Хантингтона, что «столкновение между цивилизациями станет последней фазой эволюции конфликта в современном мире».

Профессор Майкл Т. Клэр (Michael T. Klare), Хэмпшир-Колледж, почти одновременно с сентябрьскими нападениями прошлого года на города США обозначил ситуацию, названную им «новой географией конфликтов». На самом же деле это картография: с ее помощью он предупреждает об увеличении в ближайшем будущем числа войн, в ходе которых борьба идет за жизненно-важные ресурсы, запасы которых с каждым разом все уменьшаются. События, произошедшие в последнее десятилетие ХХ-го века, подтверждают подобное предположение. Конфликты в Югославии и Центральной Африке привели к тому, что международное сообщество сконцентрировало свои усилия на предотвращении этнических войн. Но подобная политика так и не смогла предотвратить конфликтов, обусловленных борьбой за месторождения алмазов и меди, дерева и плодородных угодий. По мнению Клэра, растущее с каждым днем соперничество за более выгодный доступ к нефти, воде, месторождениям минеральных ископаемых, приводят к возникновению новых линий конфликта, которые не являются ни политическими, ни идеологическими, и ни столкновением между цивилизациями или религиями.

Война стала другой, но причины конфликта (как это происходило и с самого начала) по-прежнему не укладываются в рамки какой бы то ни было модели, которая могла бы в точности характеризовать изменение господствующего положения в эпоху после окончания холодной войны. В конце концов, конфликт в Палестине невозможно объяснить просто борьбой за права человека, идеологией, столкновением цивилизаций или стремлением получить природные богатства. В этой игре на кону стоит всего лишь территория, не имеющая, к тому же, никаких природных месторождений.

И в указанном контексте какова тогда причина войны в Чечне, уходящая корнями в конфликт двухсотлетней давности? За последние восемь лет в Чечне погибло 155 тысяч чеченцев (более 10% от общей численности населения) и около 5000 русских. Количество беженцев превышает 400 тысяч человек. Почему столько чеченцев погибли, либо оказались вынужденными покинуть свои дома? Чеченцы, конечно же, мусульмане, но этим даже в первом приближении нельзя объяснить все случившееся. Чеченцы хотят независимости для своей республики, но Россия даже слышать об этом не хочет, и, тем не менее, согласна вести переговоры. Но этим невозможно объяснить всего происходящего. Советский Союз был похоронен, но Россия вновь одержима геополитическими призраками, потому как паховая область доставшейся в наследие президенту Путину страны окружена республиками с преобладающим количеством мусульманского населения. Но для полного понимания всех причин конфликта, надо назвать еще одну, гораздо более вязкую и тягучую: кавказская нефть. Эта причина уже говорит сама за себя.

Так какое же определение можно дать войне в Чечне, в которой систематически уничтожались города и селения? Возможно, здесь подойдут слова, сказанные представителями организации «Врачи без Границ»: «Самая жестокая из всех войн, в которых мы были задействованы». «Врачи без Границ» оказывали гуманитарную помощь пострадавшим более чем в восьмидесяти вооруженных конфликтах.