Поиск политического разрешения чеченского конфликта больше нельзя оставлять на откуп двум конфликтующим сторонам, говорит депутат от Социал-демократической партии Германии, заместитель председателя Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в которую входят 55 государств, Герт Вайскирхен
"FR": Господин Вайскирхен, следует ли ОБСЕ более активно вмешаться в ситуацию, чтобы предотвратить эскалацию войны в Чечне?
Gert Wiesskirchen (Герт Вайскирхен): Она может вмешаться лишь тогда, когда об этом попросит Россия, а также те, у кого в Чечне есть слово. Дело в том, что Москва, в частности, утверждает, будто держит ситуацию в республике под контролем. Но сначала давайте скажем так: он делится на дневной и ночной. Одни правят днем, другие - ночью.
"FR": Имеет ли смысл активная роль ОБСЕ?
Вайскирхен: Без всяких сомнений, смысл есть, особенно когда речь идет о правах человека и возвращении беженцев. Конечно, существует Наблюдательная комиссия, которая в рамках ограниченных возможностей проделывает определенную разумную работу. Она пытается заставить вступить в контакт различные группы. Но это только начало.
"FR": Есть ли необходимость поставить поиск решения в международные рамки?
Вайскирхен: Если Россия говорит о международном терроризме, то она же должна соглашаться с тем, что международное сообщество государств пытается играть в этом конфликте конструктивную роль┘
"FR": ┘ которую оно до сих пор не играет?
Вайскирхен: К сожалению, нет. Но предложения уже давно положены на стол, я, например, напомню о Совете Европы в Страсбурге. В марте он образовал совместный с российской Думой Консультативный совет. Проблема заключается в том, что Россия приветствует этот международный инструмент только риторически. Но когда речь заходит о его реальном использовании, Москва это блокирует.
"FR": Станет ли захват заложников поворотным пунктом в чеченской политике международного сообщества?
Вайскирхен: Это могло бы произойти, но только в том случае, если российская администрация поймет, что с помощью военных средств она победителем из конфликта не выйдет.
"FR": Кто обязан взять на себя инициативу обратиться к Путину и дать ему ясно все понять? ОБСЕ?
Вайскирхен: Было бы лучше, если бы ему это дали понять те, у кого к Путину есть прямой доступ. Государственные деятели, которые хорошо с ним сотрудничают, должны дать понять ему, что наступило время вставать на политический путь решения проблемы.