Итогом принятого Путиным решения об освобождении заложников стала смерть отравленных газом 120 невинных людей и гибель пятидесяти сепаратистов, которым на четырех джипах удалось проехать по Москве в полном обмундировании, вооружившись автоматами Калашникова, прихватив с собой взрывчатые вещества и все необходимое для проведения боевой операции, а затем захватить здание театра.
И где находились службы внутренней безопасности страны, которая еще недавно гордилась тем, что она единственная в мире держава, способная противостоять Соединенным Штатам? Столь легко проведенная чеченскими сепаратистами операция доказывает, что можно запросто разгуливать в московской ночи, а затем в самый разгар действия захватить театр.
Переходный период в России характеризовался тем, что с молниеносной быстротой была проведена практически полная приватизация страны, но при этом сохранены жесткие бюрократические схемы управления старого режима. Приезжие, постоянно проживающие в Москве, рассказывают, что в милиции существует целая система, благодаря которой можно получить регистрацию в столице, заплатив небольшую сумму денег очередному дежурному. Не так давно я прочел, что советник чеченского президента Аслана Масхадова пересек несколько контрольно-пропускных пунктов, установленных российскими военными и милицией, предъявляя при проезде фальшивые документы и давая взятки направо и налево.
Путин выиграл президентские выборы пообещав покончить с войной в Чечне, благодаря которой легкомысленному и эксцентричному Борису Ельцину удалось подорвать авторитет России. Две последние чеченские кампании стоили жизни десяткам тысячам чеченцев и тысячам российских солдат. Операция по освобождению заложников завершена, но война продолжается. А первой реакцией Путина на сообщение о массовом захвате заложников стали слова: «Речь идет о террористическом нападении, спланированном извне». Возможно. Но всем очевидные факты указывают нам на то, что это была террористическая операция, проведенная внутри страны, и никто при этом не знал, что она должна была вот-вот начаться.
Благодаря провозглашенной после событий 11 сентября президентом Бушем войне против международного терроризма, теперь можно в одну кучу сваливать все горячие точки на планете: будь то Палестина, Кашмир, Индонезия или Чечня. Причины возникновения этих конфликтов различны, а потому для их разрешения нельзя применять теорию силы, и одной только силы.
Среди чеченцев достаточно тех, кто весьма неоднозначно смотрит на союз с Россией. И сначала Ельцин, а затем Путин для решения этой проблемы направляли в республику военных; результаты проведения подобных операций более чем известны. Вчера президент Путин, оправившись от болезненных последствий операции по освобождению заложников, сказал, что «будет преследовать террористов, где бы они ни находились». Но российскому президенту стоило бы подумать, что последствиями чеченского конфликта могут стать действия террористов, и пока он не даст политического ответа на требования чеченских сепаратистов, российские военные будут продолжать гибнуть в зоне конфликта.
Действия террористов и чеченских боевиков могут привести к тому, что Путин станет придерживаться предложенного военными тезиса о проведении жесткой политики в отношении сепаратистов. И конфликт будет лишь расширяться; нарастание военного противостояния приведет к еще более радикальной и самоубийственной реакции сепаратистов. И видя массовые разрушения, производимые российскими солдатами в республике - солдатами, стреляющими по всему, что движется - к сепаратистам примкнет еще больше добровольцев.
Попытки разрешения национальных и международных конфликтов лишь насильственным путем приведут к росту насилия, нестабильности и хаоса во всем мире. Увеличение военного давления даст еще более упорное и озлобленное сопротивление тех, кто чувствует себя слабее. Плохая политика и никуда не годное будущее.