"SZ": Какие последствия будет иметь для Чечни взятие заложников?
Гачаева: Русские солдаты действуют еще жестче, они сейчас беспрерывно ведут поиск бандитов. Во время «зачисток» они идут через села, заходят в дома, сначала требуют удостоверения, а потом часто бьют людей. Иногда забирают мужчин в комендатуры или в лагерь. Есть вопиющие нарушения прав человека.
"SZ": Вы можете привести примеры?
Гочаева: Это было на второй день после взятия заложников, то есть на прошлой неделе, когда в 23 часа на улице Пограничная в Грозном группа мужчин вывела из дома семью. Людей заставили встать за бронетранспортером, дети закричали, когда главу семьи просто расстреляли.
"SZ": Вы это сами видели?
Гочаева: Сразу на следующее утро я была в этой семье, они рассказали мне об этом. Убитый лежал еще там.
"SZ": Вы знаете, кто совершил это преступление?
Госаева: Нет, они были замаскированы. Никто ничего не знает.
"SZ": Будет ли взятие заложников причиной того, что завершение конфликта отодвинется на неопределенное время?
Гочаева: Достичь мира будет, безусловно, труднее, велико недоверие. Сегодня даже таких, как я, русские считают террористами. И, наверняка, для нас будет опаснее собирать информацию, данные о положении в Чечне.
"SZ": Была ли среди чеченского населения какая-то симпатия по отношению к заложникам? Раньше Вы предпочитали больше говорить о бойцах Сопротивления, чем о террористах.
Гочаева: Нет, среди чеченцев не было никаких симпатий. Любой чеченец понимает, что взятие заложников наносит вред, тем более, что еще жестче будет реакция России.
"SZ": Каково положение беженцев в Ингушетии?
Гочаева: Плохое, между тем, и там местные жители больше не очень-то хотят видеть нас, чеченцев. Иногда в лагерях для беженцев отключают свет и газ, и беженцы вынуждены как-то сами заботиться об этом. А теперь глава чеченской администрации, назначенный Россией, еще и договорился, чтобы беженцы вернулись до зимы в Чечню. Но многие беженцы возвращаться не хотят.
"SZ": В прошлом году Вы уже докладывали Европейскому парламенту о положении в Чечне. Не будет ли сложнее привлекать внимание к этой проблеме после террористического акта в Москве?
Гочаева: Боюсь, что да. Мы и раньше много говорили о складывающейся ситуации, но это в целом мало что изменило.
"SZ": ООН только что пообещала оказать новую помощь продовольствием.
Гочаева: Чеченские беженцы смогли выжить последние три года только благодаря западным организациям. Но Запад, несмотря на это, должен продолжать помогать и оказывать воздействие на российское руководство, так как проблему Чечни можно разрешить только политическим путем.