Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия засматривается на мировой рынок оружия

Торговля оружием вносит существенный вклад в национальный бюджет и оказывает важную помощь оказавшемуся в трудном положении военно-промышленному комплексу России

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На презентации самого свежего каталога оружия "Рособоронэкспорта" Илья Клебанов, российский министр, отвечающий за этот сектор экономики и курирующий проводимую по приказу президента Владимира Путина перестройку, подчеркивал необходимость довести объем зарубежных продаж до 5 млрд. долл. США в год, но при этом также укреплять техническое сотрудничество с производителями в Европе.

Москва, 1 ноября 2002 года. На первый взгляд, список зарубежных представительств компании "Рособоронэкспорт", главного российского экспортера оружия, выглядит как перечисление стран "оси зла" президента США Джорджа Буша-младшего (George W Bush). Это ведомство имеет представительства в столицах давно подвергающихся остракизму на Западе режимов, от Ирана и Ирака до Северной Кореи, через Сирию и Ливию.

Но, через десятилетие после краха коммунизма, военные поставки России заграницу превратились из политического инструмента экономических потерь в настроенный на прибыль бизнес, и сегодня "Рособоронэкспорт" столь же энергично пытается торговать на прибыльных новых рынках своих бывших противников из Организации Североатлантического договора (НАТО), как и на рынках страдающих от безденежья и предосудительных диктаторских режимов.

С момента своего создания в 2000 году путем слияния двух самостоятельных ведомств "Рособоронэкспорт" сумел довести ежегодный объем продаж оружия до более чем 4 млрд. долл. США, благодаря чему торговля оружием вносит существенный вклад в национальный бюджет, поддерживая экспорт дополнительных стратегических промышленных товаров и тем самым оказывая важную помощь оказавшемуся в трудном положении военно-промышленному комплексу России.

На презентации самого свежего каталога оружия "Рособоронэкспорта" Илья Клебанов, российский министр, отвечающий за этот сектор экономики и курирующий проводимую по приказу президента Владимира Путина перестройку, подчеркивал необходимость довести объем зарубежных продаж до 5 млрд. долл. США в год, но при этом также укреплять техническое сотрудничество с производителями в Европе.

Даже сам по себе выбор Андрея Белянинова, финансиста по образованию, в качестве исполнительного директора "Рособоронэкспорта" символичен для новых коммерческих приоритетов. "Для меня как бизнесмена это очень утомительно, - сказал он, перечисляя сложные правила экспортного контроля, которые, по его мнению, являются самыми строгими в мире, вынуждая комитеты по экспорту получать от конечного пользователя даже заверения, что оружие не будет перепродано кому-то еще. Он подчеркнул, что Россия уважает все международные санкции и даже в одностороннем порядке ввела некоторые собственные санкции, включая запрет на продажу оружия Пакистану, который, по его утверждению, поддерживает чеченских повстанцев.

"Где логика? Мы же против международного терроризма".

Но он ставит под сомнение наличие доказательств для оправдания санкций, введенных Соединенными Штатами против "государств-изгоев", и выступает против приостановки таких поставок. "Кто-нибудь другой станет поставлять им оружие, если мы прекратим это делать. Россия имеет собственные геополитические, экономические и моральные интересы". Делая выпад против США, он добавил: "Деньги, а не оружие, способствуют созданию международного терроризма".

Некоторые наблюдатели по-прежнему критикуют подход России к продаже оружия. "У них имеются большие излишки и огромная индустрия, которая в основном простаивает, - сказал Питер Виземан (Pieter Wezeman) из Стокгольмского международного института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI). - Оружие - одна из немногих вещей - особенно среди промышленных товаров - которые россияне способны продавать. Они очень настроены на прибыльную торговлю. Есть очень мало стран, которым они не готовы продавать свое оружие".

Но даже статистика его организации показывает, что не было никаких официальных поставок российского оружия в Ирак с момента введения санкций - хотя в середине 1990-х годов и выдвигались обвинения в якобы незаконной отправке в Ирак бывших военных в качестве технических специалистов для оказания помощи в обслуживании ракетных систем.

Г-н Белянинов говорит, что "Рособоронэкспорт" имеет в Багдаде одного представителя, и что он будет счастлив подписать новые коммерческие контракты с Ираком, как только будут отменены санкции. Но, добавляет он, его коллеги из США, Великобритании и Франции тоже в настоящее время "очень активно" действуют в этой стране.

Он также подчеркивает важность завоевания новых рынков на Западе.

Кое-кто из российских военных традиционно утверждает, что их вынуждают поставлять оружие сомнительным режимам, потому что страны НАТО повернулись к ним спиной. И это несмотря на утверждения г-на Белянинова, что поставляемая им военная техника вполне конкурентоспособна с европейской и американской. Он ссылается на ряд совместных проектов с европейскими странами как на доказательство того, что те по-прежнему отдают должное российским технологиям.

По иронии судьбы, расширение НАТО начинает создавать новые рынки оружия для его страны. "В Восточной и в Центральной Европе 80-90% арсеналов являются советскими. Их необходимо обеспечивать и обслуживать", - сказал он. Такие страны, как Польша и Венгрия, не так давно начали заключать с Россией новые контракты. Их оставшиеся со времен "холодной войны" арсеналы достаточно велики, а затраты на альтернативные западные системы настолько выше, что российский опыт снова стал для них желательным.

Вопрос в том, как долго Россия сможет поддерживать такие поставки, когда эти страны будут постепенно переходить на новые поколения военной техники. Другой вопрос, как долго Россия будет полагаться на своих крупнейших клиентов, в частности, Китай, который один закупает 60% всего продаваемого российского оружия.

В то время как официальные представители Вооруженных Сил России утверждают, что продают заграницу только оборонительные системы оружия, г-н Белянинов признает, что существует такая проблема, как "отсутствие достаточных объемов закупок оружия и военной техники" для нужд Вооруженных Сил России.

Как более прямо говорит один западный военный дипломат в Москве, "я поражен некоторыми вещами, которые они готовы продавать Китаю, включая такую технику, какой пока не может себе позволить купить сама российская армия".

Максим Рядушкин, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий в Москве, сказал: "Мы все больше и больше привязываемся к Китаю, что отрицательно сказывается на взаимной зависимости. В какой-то момент мы не сможем отказать ему в поставке каких-то систем оружия".