В России - время патриотов. Громадная империя, глубоко задетая драмой с заложниками в Москве, воспринимает поведение маленькой Дании, которая пока отказывается выдавать арестованного в Копенгагене предполагаемого террориста Ахмеда Закаева и даже думает о предоставлении тому политического убежища, как вызов. И вот московские политики берут жесткий тон и разыгрывают националистическую карту великой державы-хвастуна.
В конце прошедшей недели председатель Комитета по международным делам Государственной Думы Дмитрий Рогозин объявил себя верховным судьей. Он нашел, что «цивилизация теряет Данию», так как зашла слишком далеко в своем «псевдолиберальном расследовании» и теперь находится «по одну сторону с террористами». Страна превратилась в морального и политического спонсора террористов.
Повод для его возмущения заключается в том, что датский министр юстиции Лене Есперсен (Lene Espersen) оставалась в конце прошедшей недели при своем мнении: российская сторона «не предъявила убедительных доказательств» вины Закаева в том, что эмиссар президента Аслана Масхадова причастен к драме с заложниками в Москве и другим террористическим актам. Ее министерство пришло к выводу, что запрос о выдаче не соответствует условиям Европейской конвенции от декабря 1957 года о выдаче, сказала Есперсен.
Помимо этого запрос содержит ряд недостатков. Так, не было представлено даже официального перевода переданного документа. Любой человек, проживающий в России, знает, что этот недостаток приводит к немедленному отказу даже в случаях подачи запроса по незначительным административным делам. Датские органы власти дали Москве срок до 30 ноября, чтобы та поработала над документами. Российская Генеральная прокуратура заявила в конце прошедшей недели о наличии у нее дополнительного обвинительного материала. Москва ожидает от Дании выдачи Закаева, участие которого в ряде террористических актов доказывается документами, вторит министр иностранных дел Игорь Иванов.
Для парламентария Дмитрия Рогозина и без решения суда считается доказанным, что Закаев принимал участие в террористических актах. Рогозин, известный своей бесцеремонностью, пригрозил принять «жесткие меры» в отношении Копенгагена, если тот и дальше будет ставить препоны.
Руководитель депутатской группы «Народный депутат» Геннадий Райков, в отличие от Рогозина, остался на правовом поле. Он выступил с инициативой созвать в случае необходимости Международный трибунал в Гааге, если требование России не будет выполнено. В субботу во второй половине дня его сторонники выставили шумный пикет перед датским посольством в Москве.
Соответствующее настроение возбуждает также близкая к Путину партия «Единая Россия» и путинская молодежная организация «Идущие вместе». Партия призвала уже к бойкоту всего датского, добавив, что российский патриот не отдыхает на турецких курортах. Турки возмущены. Россия, говорится в Анкере, живет, в конце концов, в стеклянном доме. Москва давно получила список с соответствующими конспиративными адресами, но после этого ничего не последовало.
В России тем временем на прицел Службы безопасности попали неугодные газеты, свободы которых урезаются еще более жестким законом о средствах массовой информации. Так, в конце прошедшей недели ФСБ подвергла обыску помещение редакции еженедельника «Версия», который писал о применении подразделений по борьбе с терроризмом и собирался сегодня публиковать очередной материал. На всякий случай люди из ФСБ забрали «для проверки» редакционный компьютер.