Вашингтон. 4 ноября 2002 года. Непосредственная вина за совершенное в Москве в прошлом месяце террористическое нападение лежит на чеченских боевиках и действующих в Чечне мусульманских экстремистах, которые эту операцию осуществили. Но корни этой трагедии уходят в историю чечено-российского конфликта.
Сопротивление чеченцев завоеванию Россией Кавказа, начавшемуся в 19-м веке, было длительным и кровопролитным. Затем в 1944 году Сталин депортировал почти все население, приблизительно 400000 человек, в Среднюю Азию, где многие умерли. Это наследие помогает понять, почему чеченский национализм является более радикальным и антироссийским, чем национализм других мусульманских этнических меньшинств России.
Когда в 1991 году развалился Советский Союз, чеченцы, возглавляемые Джохаром Дудаевым, сместили прежнее советское руководство Чечено-ингушской автономной республики и захватили власть в Грозном, ее столице. Но реальной власти у г-на Дудаева не было, и в стране господствовали криминальные группировки (так называемая чеченская мафия) наряду с вооруженными отрядами радикалов. Последовавшая анархия стала одной из причин того, что Россия сочла, что Чечня, которая никогда не имела статуса самостоятельной республики, не может стать независимой. Россия также была полна решимости не допустить утраты своей территориальной целостности или поощрения других своих регионов к отделению.
В 1994 году президент России Борис Ельцин решил, что Чечня должна снова быть под контролем Москвы, и позднее в том году начал полномасштабную военную интервенцию. Война разрушила чеченскую экономику и оставила после себя вооруженных, безработных и озлобленных молодых чеченцев. Зверства российских войск также способствовали радикализации рядовых чеченцев.
Более того, как и в случае советско-афганской войны, конфликт в Чечне способствовал притоку в страну моджахедов и финансовой помощи со всего исламского мира. Моджахеды приобрели влияние в республике и помогли чеченцам нанести серьезные потери российским войскам, что привело к соглашению от 1996 года, предоставившему Чечне квази-независимость.
Главный чеченский генерал, Аслан Масхадов, без труда стал законно избранным президентом (г-н Дудаев был убит российской ракетой), но другие чеченские полевые командиры и моджахеды оспаривали его властные полномочия. Хотя поначалу Россия поддерживала президента Масхадова как альтернативу радикальным полевым командирам вроде Шамиля Басаева, сегодня она считает его ненадежным.
После того как было заключено соглашение, Чечня стала базой похитителей людей, которые сочетали в себе жадность с ненавистью к России и к Западу. В соседних районах России они похитили, по меньшей мере, 1100 человек, обращаясь со своими жертвами с ужасающей жестокостью.
В 1998 году исламисты объединились с чеченскими полевыми командирами и начали джихад, намереваясь вытеснить Россию также и из других уголков Кавказа, включая соседний с Чечней Дагестан, и создать единую исламскую республику.
После того как в августе 1999 года в Дагестане Россия нанесла участникам джихада поражение, в результате взрывов бомб в Москве и в других российских городах погибли более 300 человек. Нападающих так никогда точно и не установили, но российское правительство возложило вину на радикальных чеченцев и исламских моджахедов.
В октябре 1999 года Россия возобновила свою военную интервенцию - решение, которое, по мнению многих аналитиков, было продиктовано отчасти расчетами премьер-министра России Владимира Путина, что это поможет ему на президентских выборах 2000 года.
Как бы там ни было, эта жестокая война, по всей видимости, будет продолжаться, особенно с учетом того факта, что разобщенное чеченское сопротивление не позволяет надеяться, что даже после достижения договоренности между правительствами России и Чечни наступит мир.