Депутат Государственной Думы и бывший уполномоченный по правам человека Сергей Ковалев критикует российскую политику в отношении Чечни давно. Чтобы предотвратить повторение террористических актов, таких, как взятие заложников в Москве, он требует переговоров с чеченским руководством. В недавнем ужесточении закона о российских средствах массовой информации Ковалев видит очередное доказательство возвращения к тоталитарному государству.
"FR": Сергей Адамович, взятие заложников в Москве напугало Россию и мир. Что нужно сделать, чтобы предотвратить повторение террористических актов?
Ковалев: Надо как можно скорее начать переговоры между правительством Российской Федерации и законной властью в Чечне - президентом Масхадовым и чеченским парламентом. Они - законная власть, так как избрана демократическим путем и признана Российской Федерацией.
"FR": О чем нужно вести переговоры?
Ковалев: Переговоры должны проходить под эгидой ООН и ОБСЕ. Конфликт необходимо интернационализировать. Присутствие миротворческих войск и международных посредников служило бы гарантией от лживости Кремля. Международное сообщество должно более решительно требовать прекращения преступлений в Чечне.
"FR": Какое значение в этой связи имеют для Путина события 11-го сентября?
Ковалев: События 11-го сентября стали для Путина царским подарком. Тут же прекратилась критика чеченской войны. Путин стал «борцом против международного терроризма». Чеченские борцы за независимость превратились в террористов. Запад закрывает глаза на эту лживую пропаганду и молчит. Для него важно иметь хорошие отношения с Путиным, чтобы сотрудничать в Афганистане или даже в Ираке.
"FR": Есть ли вообще другие политические варианты, если учитывать, что представители Чечни стали преступниками, или, как вице-премьер Ахмед Закаев в Дании, арестованы?
Ковалев: Датское правительство было обязано допросить Закаева и проверить обвинения российской стороны. Обвинения российского руководства: руководство повстанческими группами, вооруженное сопротивление государству, убийство российских военнослужащих, - по моему мнению, не выдерживают критики.
"FR": Какой должна быть реакция Запада?
Ковалев: Порядочные люди не позволяют себя шантажировать. Москва оказывает давление на Данию, Турцию, на многих из своих соседей. Правильным ответом было бы проигнорировать наглые требования Путина. Кто такой Путин? Кто дал ему право выдвигать датскому правительству требования?
"FR": Парламент принял закон, который воспрещает критиковать в корреспонденциях антитеррористические мероприятия. Не становится ли Россия тоталитарным государством?
Ковалев: Россия уже тоталитарное государство. Для этого есть лишь новые определения: «управляемая государством демократия», «сплошная вертикаль власти». Партии находятся под государственным контролем, не государство под контролем партий. К этому надо добавить управляемую юстицию, управляемую прессу. Называйте что вам угодно: это, отнюдь, не демократическое государство.