5 ноября 2002 года. Вознесем хвалу господу за моральную ясность. Черно-белая картинка войны с террором, которую рисует президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush), очевидно, придает смысл сложной борьбе России с чеченцами. Вслед за захватом заложников в московском театре Белый дом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) предложил президенту России Владимиру Путину искреннюю поддержку, несмотря на сообщения о жесткой российской операции, которая была проведена почти без всякого уважения к жизни как заложников, так и террористов. (Последних застрелили, несмотря на то, что они были без сознания.) Но это все понятно. Ведь Россия, что ни говори, ведет борьбу с терроризмом.
Ари Флейшер (Ari Fleischer), представитель по связям с общественностью администрации Буша-младшего, сообщил, что "первой реакцией президента (на события в России) была скорбь в связи с тем, что другие страны мира становятся жертвами террористов". Понятие о Москве как жертве в этом конфликте является странным.
Коротко напомним предысторию: чеченцы были силой загнаны в Российскую империю в 1862 году, после 45 лет кровопролитного сопротивления. В 1918 году им была дарована независимость, но в 1920 году Советский Союз вновь оккупировал эту страну и жестоко подавлял периодически вспыхивающие восстания. В 1944 году Иосиф Сталин применил сталинское решение чеченской проблемы: депортировал в Среднюю Азию большинство жителей этой страны - более полумиллиона человек - и сжег дотла их деревни. (В конце 1950-х годов преемник Сталина, Никита Хрущев, разрешил оставшимся в живых чеченцам вернуться на свою землю.)
В 1990 году, при распаде Советского Союза, национальная конференция всех чеченских политических группировок объявила о независимости своей страны. Россия отказалась ее признать и в 1994 году начала первую чеченскую войну. После двух кровавых лет Москва, не способная добиться победы, подписала с чеченцами мирный договор. В 1999 году Россия снова ввела свои войска на территорию Чечни и с тех пор держит в этой республике размерами со штат Вермонт около 100000 своих солдат.
Когда г-ну Флейшеру задали вопрос, что, быть может, следует осудить также и действия России, тот выразил свое резкое несогласие: "Ваш вопрос подразумевает, что россиян следует винить за захват террористами в заложники российских граждан. Наш президент этого мнения не разделяет. В этом повинны террористы. И ни в одном регионе мира не может быть оправдания террору против мирных гражданских лиц".
Если в качестве мерки используется террор против мирных гражданских лиц, тогда что думает Белый дом о действиях российской армии в Чечне? За последнее десятилетие она уничтожила более 100000 гражданских лиц - почти 10% довоенного населения республики - сделала беженцами более 200000 человек и превратила более четверти этой крохотной республики в экологическую пустыню.
Российская правозащитная организация "Мемориал" собрала документальные свидетельства того, что российские войска в последние 2 года терроризируют поселок Цоцин-Юрт, заставив более половины его жителей покинуть свои дома. В ходе 40 налетов российские войска устраивали облавы на молодых людей и требовали за них выкуп. "Тех, кто не может платить, уводят за околицу и там избивают и пытают электричеством в течение нескольких часов. Провода присоединяют к пенису", - написано в докладе "Мемориала". Забрав мужчин, российские солдаты насилуют большую часть их жен. Более 100 мужчин этого поселка все еще числятся пропавшими без вести. И это всего лишь один пример из многих тысяч, которые были задокументированы.
Чеченцы не ангелы. Они беспощадны в своей борьбе, совершенно не способны сформировать стабильное правительство и действительно прибегают к террору. Но российские действия способствуют превращению их в террористов. Россия уничтожила Чечню как место, как государственное образование и как общество. Теперешняя Чечня - пустыня, населенная бандами мародеров. Никакой руководитель не может контролировать становящуюся все более радикализованной и беззаконной чеченскую молодежь вроде тех, кто захватил московский театр.
Г-н Путин говорил о присутствии в Чечне террористов "Аль-Каиды", но до недавней поры их там не было, а сегодня чеченцы, понесшие большие потери в результате российского наступления, принимают помощь от всякого, кто готов им ее оказывать. По мере ухудшения ситуации чеченцы становятся отчаянными, и их политический конфликт все больше принимает религиозную форму.
Нужно сделать из вышесказанного вывод, что здесь никакой моральной ясности нет. Терроризм плох, но те, кто ведет вооруженную борьбу с террором, могут также быть очень неприятными. И то, как они ведут эту борьбу, может привести к значительному ухудшению ситуации. И лучше бы усвоить этот урок как можно быстрее, ибо от Египта до Пакистана и далее до Индонезии правительства во всем мире усиливают свои репрессии, а затем преподносят их Вашингтону как часть войны с террором. Российские официальные лица называли чеченских боевиков "повстанцами", потом "бандитами", а сегодня они все поголовно стали у них "международными исламскими террористами".
Когда г-н Буш-младший еще был кандидатом в президенты, известный телеведущий Лэрри Кинг (Larry King) спросил его, что он думает о действиях России в Чечне. "Не приемлемы, - ответил г-н Буш-младший. - И поэтому мы должны прекратить помощь России". "Тотчас же?", - спросил г-н Кинг. "Да, абсолютно", - твердо заявил г-н Буш-младший и затем добавил: " Страны свободного мира должны осудить убийство невинных женщин и детей".
Вот тут есть моральная ясность.