Было время, когда Ибрагим Магамадов осудил бы захват чеченцами заложников, в результате которого 2 недели назад в одном московском театре погибли 118 невинных людей. Этот 30-летний автослесарь вел в Чечне нормальную жизнь и был предан своей жене и двоим своим детям. Но в 1999 году, сразу же вслед за тем, как Владимир Путин начал вторую войну России против мусульманских сепаратистов на его родине, произошло нечто, что навсегда изменило его мнение о россиянах.
"Я на несколько дней вернулся к себе домой, в Урус-Мартановский район Чечни, - сказал он. - Как-то вечером в понедельник в мой дом ворвались российские солдаты и затолкали всю нашу семью в кухню. Они приставили к моей голове пистолет. Я мог ощущать их дыхание возле моего уха и мог чувствовать запах водки в нем". Они сорвали платье с моей 19-летней сестры, и один из солдат ее изнасиловал на кухонном столе. Я все еще слышу ее крики. Я все еще вижу, как она сопротивлялась. Люди, которых вы называете террористами, они и там были тоже".
В лагерях чеченских беженцев в Ингушетии каждый может рассказать аналогичную историю. До 100000 чеченцев были убиты в ходе боев, и страдание стало частью их жизни. Большинство высказывают соболезнование семьям тех, кто погиб в ходе захвата заложников в Москве, но никто не хочет безоговорочно осуждать террористов.
"Нам известно, что такое страдание, - сказала 45-летняя Сара Шипьева, бывший техник-нефтяник из Грозного. - Но вы должны понимать, что мы солидарны также с точкой зрения боевиков, участвовавших в захвате заложников в том театре. У них просто не оставалось иного выбора".
В лагере беженцев "Белла" на чечено-ингушской границе находятся 3784 человека. А всего в Ингушетии обитают последние 3 года свыше 120000 беженцев из Чечни. Они живут в палатках по 5-6 человек на пожертвования международных благотворительных организаций. Ноябрь всегда был трудным месяцем. Температура воздуха падает, и, если погаснет газовая горелка, то кто-нибудь умрет. А теперь вот их одолевает страх перед возможной местью со стороны России. Уже поступают первые вести.
"В прошлый понедельник российские солдаты вошли в дом моего кузина в поселке Чечен-Аул, - рассказала 50-летняя Малика Гайсомева. - Сначала они увели одного из его сыновей. А через 10 минут вернулись за двумя другими, Исой и Исмаилом, которым было 32 и 26 лет, соответственно. Их изувеченные тела потом нашли на берегу реки. Их выбрали наугад. Это была месть за то, что случилось в Москве".
Среди беженцев растет тревога, что они окажутся следующими в списке. Гуманитарные организации говорят, что они не зря беспокоятся. Вокруг некоторых лагерей беженцев с начала прошлой недели расположились на позициях российские солдаты с бронетранспортерами. "Нам известно, что существует план насильственного вытеснения беженцев обратно на территорию Чечни к концу нынешнего года. Вполне возможно, что это является подготовкой к операции", - сказал один из работников международной благотворительной организации.
Гнев, охвативший Москву в последние 2 недели, понятен, но, если только президент Путин не найдет политического решения, страдания будут продолжаться, как и призывы к отмщению - с обеих сторон.