Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сын властелина Азербайджана

Ильхам Алиев - не диктатор. Пока еще. Но он является учеником диктатора

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Коли речь заходит о диктаторах, отец Ильхама, Гейдлар Алиев, не такой чокнутый, как Сапармурат Ниязов из Туркменистана, но и далеко не такой беспощадный, как, скажем, Башар Ассад из Сирии. Если постсовесткие правители от Тбилиси до Ташкента редко чураются семейного участия в политике, то Алиевы выделяются в этой толпе тем, что первыми прокладывают путь к настоящей династии деспотизма.

6 ноября 2002 года. Взятие интервью у диктаторов имеет свои щекотливые аспекты. Они обладают опьяняющей властью, они сияют от гордости, что могут оказывать людям покровительство, а вблизи они могут быть очаровательными. Когда пытаешься заглянуть в политические чуланы, может появиться ощущение, что ты совершенно не воспитан.

Интервью с Ильхамом Алиевым из Азербайджана во время его недавнего визита в Вашингтон было почти таким же трудным. Сорокалетний г-н Алиев - не диктатор. Пока еще. Но в той темной политике, которая терзает большинство постсоветских государств, он занимает интригующую нишу. В стране, которую агентство "Transparency International" относит у числу самых жульнических в мире, хуже, чем Египет, Россия или Гаити, Ильхам является учеником диктатора, единственным сыном автократичного 79-летнего президента Азербайджана Гейдара Алиева. Если постсовесткие правители от Тбилиси до Ташкента редко чураются семейного участия в политике, то Алиевы выделяются в этой толпе тем, что первыми прокладывают путь к настоящей династии деспотизма.

Это не то, что должна бы поощрять американская внешняя политика в наши дни. Но дело в том, что большие надежды Ильхама - как вероятного наследника, которому должна достаться страна, богатая нефтью - дают определенный отблеск, когда он приезжает в Вашингтон. Он прибыл туда в конце прошлого месяца с длинным списком условленных встреч с высокопоставленными лицами в своем графике и с эскортом кино- и телеоператоров, которые должны передавать отснятые пленки его престижного визита восьми миллионам зрителей на его родине. Он выступил в Университете Джона Хопкинса. Он был почетным гостем на модном обеде, который собрал важных шишек из крупных нефтяных компаний. Он встречался со Спенсером Эйбрахамом (Spencer Abraham), Ричардом Армитиджем (Richard Armitage) и Диком Чейни (Dick Cheney).

Когда я встретилась с г-ном Алиевым, он перед этим беседовал за ланчем с группой известных бывших политиков, в числе которых были Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright) и Брент Скаукрофт (Brent Scowcroft). За чаем и абрикосами в посольстве Азербайджана он рассказал мне, что прибыл в Вашингтон для обмена мнениями о "развитии энергетики" и "нашей деятельности в антитеррористической коалиции". Он сказал, что рад оказанному ему теплому приему.

Американцам, в свою очередь, можно радоваться многому. Азербайджан с его в основном мусульманским населением является одной из самых дружественных стран в исламском космосе, имеет добрые отношения не только с Соединенными Штатами, но также с Турцией и Израилем. Зажатый между Россией и Ираном, рядом с огромными нефтяными месторождениями Каспия, Азербайджан имеет светское правительство, огромные резервы нефти и занимает позицию, которая помогает войне с терроризмом - разрешая с прошлого года американским боевым самолетам использовать свое воздушное пространство. Если говорить о диктаторах, то отец Ильхама не такой чокнутый, как Сапармурат Ниязов из Туркменистана, но и далеко не такой беспощадный, как, скажем, Башар Ассад (Bashar al-Assad) из Сирии.

С Ильхамом легко разговаривать. Высокий, с усами, с мягким голосом, вполне комфортно себя чувствующий в своем сшитом на заказ костюме, с золотыми часами и в сопровождении кино-телеоператоров, он бегло говорит по-английски, по-французски и по-русски. Он видит себя строителем современного Азербайджана, который, как он говорит, станет местом, "где народ будет жить свободно и без страха". Безусловно, г-н Алиев много работает, хотя можно поспорить насчет того, станет ли конечным продуктом его деятельности свободный и современный Азербайджан.

С тех пор, как в результате квази-переворота в 1993 году к власти пришел его отец, Ильхам стал главной движущей силой и первым вице-президентом прибыльной государственной нефтяной компании; членом парламента и первым заместителем главы правящей партии; главой национального олимпийского комитета; а также руководителем азербайджанской делегации в Совете Европы. "Очень трудно исполнять столько обязанностей, - говорит он, - но я очень ответственный человек".

Отец Ильхама также славится своей высокой ответственностью, которая уходит корнями в 13-летний период его пребывания генеральным секретарем Коммунистической партии в столице Баку (с 1969 по 1982 год), а затем в те 5 лет, когда он был членом Политбюро ЦК КПСС в Москве. Молодой Ильхам вырос как член советской аристократии, "номенклатуры". Он учился, а позднее преподавал в элитном Московском государственном институте международных отношений (МГИМО). После распада Советского Союза в 1991 году он несколько лет занимался предпринимательством.

Азербайджан в первый постсоветский период получил опыт демократического правления при Абульфазе Эльчибее. Этот период был омрачен войной с Арменией, его воинственным соседом. В 1993 году президент Эльчибей лишился своего поста в результате мятежа, завершившегося захватом власти г-ном Алиевым-старшим, который правит и по сей день.

На вопрос о династических планах Ильхам отвечает, что во всем полагается на своего отца, чей портрет глядит со стены. "Он будет выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах в 2003 году, и я уверен, что он их выиграет". После того "пока еще не решено, кто станет наследником". В любом случае, разъясняет г-н Алиев-младший, "я думаю, у нас уже проводятся свободные выборы", а сверх того "нам следует делать различие между тем, как люди правят своей страной, и тем, как их выбирают".

Он разъясняет, что после распада Советского Союза Азербайджану пришлось туго, и "мы должны быть реалистами, мы должны двигаться вперед шаг за шагом". Возможно. Но еще более реалистично было бы отметить, что пока что правительство Азербайджана не дает своим гражданам никакого шанса на действительно демократические перемены.

Правозащитная организация "Human Rights Watch" отмечает, что в вопросе проведения честных выборов Баку "с треском провалился". В последнем докладе государственного департамента США о положении в странах мира правящий в Азербайджане режим обвиняется в ограничении свободы слова, отсутствии свободных выборов, произвольных арестах, пытках и смерти людей, находящихся под стражей. А организация "Freedom House" предупреждает о широко распространенной озабоченности тем, что "хрупкая стабильность в этой стране окажется в опасности, когда придет время смены руководства".

Возможно, это случится не так скоро и будет зависеть от состояния здоровья отца Ильхама, на президентской веб-страничке которого красуется лозунг "Годы проходят, годы остаются". Но, когда бы это ни случилось, поездка Ильхама в федеральный округ Колумбия рассматривается в Азербайджане как знак того, что Соединенные Штаты одобряют его роль второго человека в Баку.

Быть может, это покажется грубым, но те, кто его принимал, поступили бы лучше, если бы, приветствуя Ильхама, все же напомнили ему и его соотечественникам о том, что, как полагают, должно стать новой аксиомой политики США: что настоящая стабильность и дружба проистекают не от диктаторов и нефти, но от демократии.