Брюссель, 11 ноября 2002 года. Сегодня Европейский Союз (ЕС) призывают сделать вопрос о правах человека центральной темой его диалога с Россией на саммите, над которым нависла мрачная тень кризиса в Чечне. Однако, несмотря на растущее после захвата заложников в Москве давление в пользу переговоров о прекращении вооруженной борьбы, президент России Владимир Путин вчера настаивал, что не станет договариваться с лидерами чеченских повстанцев.
Надежда на соглашение по прибалтийскому анклаву России - Калининградской области - означает, что в любом случае ЕС едва ли сумеет загнать российского президента в угол по вопросу Чечни.
Сегодняшний однодневный саммит был перенесен в Брюссель из Копенгагена ввиду возмущения Москвы тем, что Дания - которая в данное время председательствует в ЕС - разрешила провести у себя чеченский конгресс буквально через считанные дни после захвата заложников в Москве. Дания все еще рассматривает просьбу России об экстрадиции посланца чеченских повстанцев Ахмеда Закаева.
Премьер-министр Дании Андерс Фог Расмюссен (Anders Fogh Rasmussen) стремится заключить соглашение, в соответствии с которым россияне получали бы специальные визы для поездки в Калининград и обратно после того, как в 2004 году Польша и Литва, которые окружают эту территорию, вступят в ЕС.
Накануне саммита правозащитные организации предупредили ЕС, что не следует жертвовать правами человека ради улучшения отношений с Москвой. Организация "Amnesty International", осудив "возмутительный цикл злоупотреблений и безнаказанности", призвала ЕС "выступить против этого вызова справедливости и оказать давление на г-на Путина с тем, чтобы принудить его защищать основные права и свободы рядовых людей в России, какого бы роду-племени они ни были".
Организация "Human Rights Watch" заявила, что Россия должна прекратить злоупотребления, "осуществляемые во имя борьбы с терроризмом, соблюдать принцип открытости и воздерживаться от произвольных арестов этнических чеченцев в Москве".
Отношения ЕС с Россией в последние 2 года становятся все более добросердечными. Поддержка г-ном Путиным Соединенных Штатов после нападений террористов 11 сентября также принесла ему пользу.
На долю ЕС приходится около 40% объема российской внешней торговли, а после расширения ЕС эта доля может увеличиться до 50-70%. Ведутся также переговоры о колоссальных сделках в области энергоносителей.
На прошлой неделе ЕС удовлетворил одно из главных пожеланий г-на Путина, формально признав Россию страной с рыночной экономикой и тем самым облегчив задачу увеличения экспорта ее товаров в Западную Европу, а также и вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Дипломаты заявили, что это заявление было сознательно приурочено к дате нынешнего саммита с целью улучшения его атмосферы.
Г-н Путин также должен встретиться с генеральным секретарем Организации Североатлантического договора (НАТО) Джорджем Робертсоном (George Robertson) и обсудить вопросы "стратегического партнерства" этой организации с Россией.
Вчера г-н Путин заявил группе промосковских чеченских лидеров, что никакие переговоры с президентом повстанцев Асланом Масхадовым или с другими лидерами сепаратистов невозможны. В опубликованном в субботу заявлении г-н Масхадов осудил захват заложников в московском театре и сказал, что полевой командир Шамиль Басаев, который взял на себя ответственность за это нападение, в настоящее время привлечен к ответственности верховным шариатским судом правительства сепаратистов. В заявлении г-на Масхадова сказано также, что г-н Басаев снят с должности главы военного комитета сепаратистов.
Однако правительство Путина не приняло это заявление во внимание. До захвата заложников в московском театре российские официальные лица давали понять, что готовы вести с г-ном Масхадовым переговоры о разоружении повстанцев. Сейчас они такого желания не имеют. "Те, кто выбирает Масхадова, выбирают войну, - сказал г-н Путин. - Вместо переговоров он встал на путь террора и это он стоит за спиной той нечисти, которая захватила сотни заложников".
Главный муфтий Чечни предостерег президента России, что злоупотребления российских войск толкают молодых чеченцев в ряды повстанцев. "В ходе так называемых 'зачисток' происходят ограбления и исчезают люди, - сказал Ахмед Шамаев. - Люди не пошли бы за Масхадовым, если бы мы не нарушали права человека".