В урегулированном теперь споре между ЕС и Россией по поводу транзита через Литву в российский эксклав Калининград речь для Москвы шла, прежде всего, о реализации важного, имеющего как политическое, так и символическое значение принципа: российские граждане должны иметь возможность передвигаться по территории государства из одного региона в другой без оформления визы. Для Европейского союза проблема заключалась в том, чтобы найти решение, которое бы соответствовало по условиям транзитного сообщения по будущей территории ЕС обязательным для всех правовым положениям, соблюдало бы суверенитет будущего члена союза Литвы и, тем не менее, учитывало бы насколько это возможно обидчивость России. Проявив существенную предупредительность, ЕС удалось освободить путь для широкого сотрудничества с Россией в вопросах, связанных с Калининградом и вокруг него, а также выходящих за рамки этой проблематики.
Подготовленное в последние недели в ходе переговоров в Москве и Брюсселе решение, которое нашло вчера во время саммита ЕС окончательное согласие президента Путина, действительно очень напоминает выведение формулы «квадратуры круга», как обрисовал стоявшую задачу один из дипломатов ЕС. Европейский союз дает согласие - при тщательном согласовании с литовским правительством - на введение при определенных условиях похожего на визу «документа для облегченного транзита» через литовскую территорию.
Кроме того, союз готов изучить с привлечением независимых специалистов вопрос, насколько надежным с точки зрения обеспечения безопасности общей границы может быть прямое сообщение с
Калининградом на скорых поездах, которое бы в этом особом случае обеспечивало полностью безвизовый транзит и позволило бы даже отказаться от особого транзитного документа. Но решение о введении такого железнодорожного сообщения может быть рассмотрено только после вступления Литвы в ЕС. Наконец, ЕС пойдет на переговоры о полной отмене визового режима обеими сторонами, предложенные в августе в письме Путина в адрес глав государств и правительств европейских стран, но рассматривает эту инициативу как проект исключительно дальней перспективы.
Постоянный учет российских требований облегчил Москве пойти на компромисс, в результате чего полной отмены визового режима так и не произошло, так как это противоречило бы правовым положениям, существующим в ЕС. Исследование относительно возможности введения скорого поезда специального назначения, заказ на проведение которого был сделан после официального согласования с Литвой и которое должно быть завершено в 2004 году, позволяет российскому правительству выдавать введение документа для упрощенного транзита за переходное решение, рассчитанное на определенное время.
ЕС помимо этого на прошлой неделе в очередной раз доказал свою гибкость и предложил Москве дополнительно облегчить выдачу упрощенного транзитного документа. Люди, следующие железнодорожным транспортом, должны иметь возможность получать этот документ также через туристские агентства или на российских вокзалах, если речь идет об одноразовых поездках в том или обратном направлениях. Данные о пассажире передавались бы литовским властям, которые бы имели право отклонять запрос. Едущие получали бы тогда транзитный документ в поезде при пересечении границы. Обычный документ для облегченного транзита должен быть действительным для многократных поездок в течение одного года. Его нужно получать, обратившись в литовское консульство.
Оба вида транзитных документов должны быть действительными для поездок на машине, на автобусе и на поезде. Возможность решения проблемы путем создания коридора, чего первоначально требовала Москва, правительство Вильнюса постоянно отклоняло. Помимо этого его главный интерес состоял в том, чтобы не создавать причин или условий, которые могли бы стать препятствием позднее, при вступлении в Шенгенское соглашение об отмене пограничного контроля в границах ЕС. То, что переговоры велись между ЕС и Россией, было более чем в интересах Литвы, так как она не хотела испытывать на себе давление со стороны Москвы. Тем не менее, на прошлой неделе правительство было вынуждено проглотить несколько горьких пилюль. Его положение облегчает предстоящее вступление в ЕС и заверение, что все особые правила относительно транзита в Калининград и из него, о которых договорились с Россией, согласуются с положениями Шенгенского соглашения.