Брюссель, 11 ноября 2002 года. Сегодня российский президент Владимир Путин, изливая свою злость вперемежку с оскорблениями, обвинил повстанцев мятежной республики Чечня в том, что те являются международными террористами, считающими, что все немусульмане заслуживают смерти. Эти словесные нападки были необычными не только в силу того, что сказал г-н Путин, но также и в силу того, где он это сказал - на степенном саммите 15 стран Евросоюза (ЕС).
"Они говорят о необходимости убивать всех немусульман, т.е. крестоносцев, - сказал г-н Путин на совместной с руководителями ЕС пресс-конференции, имея в виду своих чеченских оппонентов. - Значит, если Вы христиан - Вы в опасности. Но если Вы решите отказаться от своей веры, и будете атеистом, то Вы тоже в опасности. Если Вы решите стать мусульманином, то и это вас не спасет, потому что они считают, что традиционный ислам тоже враждебен тем целям, которые они перед собой ставят".
Г-н Путин, выступавший по-русски через переводчиков, добавил: "Если вы хотите совсем уж стать исламским радикалом и готовы пойти на то, чтобы сделать себе обрезание, то я приглашаю вас в Москву. У нас многоконфессиональная, многонациональная страна. Пожалуйста, приезжайте. Мы будем Вам рады, и в Москве терпимо относятся ко всему и ко всем".
Но в более точном переводе, который мы услышали в программе НТВ в Москве и который был опубликован газетой "The New York Times", его слова звучали куда более угрожающе. "Если вы хотите совсем уж стать исламским радикалом, - сказал он, - и готовы пойти на то, чтобы сделать себе обрезание, то я приглашаю вас в Москву. У нас многоконфессиональная страна, у нас есть специалисты и по этому вопросу. Я порекомендовал бы ему сделать операцию так, чтобы у вас уже больше ничего не выросло". Высказывания г-на Путина были процитированы рядом российских газет и прозвучали в некоторых телевизионных передачах, однако никакого немедленного возмущения или даже комментариев они не вызвали.
Предполагалось, что сегодняшний саммит станет праздничным. Россия и ЕС достигли согласия о правилах поездок в собственно Россию и обратно для примерно 900000 жителей Калининградского анклава, которые окажутся в изоляции, когда в 2004 году Польша и Литва станут членами ЕС. Согласно договоренности, российские граждане смогут посещать Калининград после того, как получат либо многократный транзитный пропуск, либо так называемый облегченный проездной документ, который позволяет совершить одну поездку туда и обратно только поездом.
Соглашение по-прежнему являет собой уступку со стороны России, которая давно возражала против того, чтобы ее граждане обращались к кому бы то ни было за разрешением на передвижение в пределах территории России. ЕС постарался успокоить Россию, пообещав, что в будущем году рассмотрит возможность безостановочных поездов между Калининградом и остальной Россией, для поездки на которых транзитные документы будут не нужны. Россия также отчаянно хочет укрепить отношения с ЕС в сфере торговли и инвестиций. В 2001 году всего 4,6% импорта стран ЕС пришлось на долю России, в то время как в Россию было отправлено 2,8% их экспорта.
Соглашение по Калининграду было омрачено глубокими разногласиями между ЕС и Россией в вопросе о Чечне. Разногласия между г-ном Путиным и датским премьер-министром Андерсом Расмюссеном (Anders Fogh Rasmussen) были столь значительными, что после их встречи даже не было совместного коммюнике. "Мы, разумеется, поддерживаем Россию в ее борьбе против терроризма, - сказал г-н Расмюссен репортеру одной датской радиостанции перед прибытием г-на Путина, - но я также хочу заметить, что военные операции и бомбардировки не помогут добиться долговременного решения чеченской проблемы". Евросоюз давно уже призывает Россию начать переговоры с ответственными чеченскими лидерами, чтобы попытаться найти политическое решение.
Встреча в Брюсселе стала первой после окончания длившегося 57 часов удержания заложников в московском театре. Эта террористическая акция придала г-ну Путину и его министру обороны Сергею Иванову смелости приостановить запланированный вывод российских войск из Чечни и интенсифицировать операции по поиску и уничтожению чеченских сепаратистов. В воскресенье г-н Путин сказал, что не намерен вести переговоры с избранным президентом Чечни Асланом Масхадовым, которого он назвал "убийцей".
Ярость г-на Путина во время пресс-конференции была вызвана провокационным вопросом корреспондента французской газеты "Le Monde", который спросил, не собирается ли г-н Путин, ликвидируя терроризм, ликвидировать также и гражданское население Чечни.
На одной из прилегающих к конференц-центру улиц Брюсселя собралось около 200 демонстрантов, протестовавших против войны в Чечне. "Путин - террорист", было написано на одном из плакатов. "Газ - новая форма убийства", было начертано на другом плакате. "Война в Чечне является колониальной войной, - поделился с собравшимися своими мыслями французский философ Андрэ Глюксманн (Andre Glucksmann). - Сталин осуществил депортацию чеченцев, а теперь вот российская армия снова уничтожает чеченский народ".
Первоначально саммит планировался в Копенгагене, однако он был перенесен в Брюссель ввиду протеста России против проведения в датской столице Всемирного чеченского конгресса буквально вслед за окончанием трагедии с захватом заложников в Москве.
Сегодня генеральный секретарь Организации Североатлантического договора (НАТО) Джордж Робертсон (George Robertson) после своей встречи с г-ном Путиным выразил поддержку военным акциям России против чеченских партизан, признав, что в России действуют международные террористы. "Россия имеет право бороться с нарушениями закона и порядка на своей территории", - сказал он. - А отчаянные и преступные действия тех, кто несколько недель назад захватил заложников в Москве, только лишь подчеркивают серьезность ситуации, с которой столкнулась Россия".