«Если это и есть британское искусство, то тогда британское искусство - это концептуальное дерьмо», - сказал министр культуры Ким Хоувелс (Kim Howells) после посещения выставки, где были представлены произведения финалистов конкурса премии Тернера 2002 года, самой престижной премии в области искусства Великобритании. Концептуальное дерьмо? И дерьмо в том числе, всего-то на всего. Самой показательной в этом смысле выставкой в Великобритании и во всем мире за последнее время стала экспозиция 1997 года под названием Sensation. В тот год свои работы представило движение Young British Artist (YBA), а самым большим откровением стало произведение Криса Офили (Chris Ofili), нарисовавшего Деву Марию слоновьими экскрементами. Рядом Мэт Коллишоу (Mat Collishaw) предлагал вниманию публики смазанный кровью развороченный череп, заботливо помещенный на ложе из спутанных волос («Пулевое ранение в голову»). Рон Мюк (Ron Mueck), в свою очередь, изобразил своего отца - обнаженного, беззащитного, с желтоватым цветом кожи - лежащим на ковре («Папа умер»). Среди других, периодически упоминаемых экспонатов особое внимание заслужили голова быка, вся изъеденная ползающими по ней опарышами, и органы внутренней секреции вместе с кишечником свиньи.
Два года спустя экспозиция Sensation переехала в Brooklyn Museum, а мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани (Rudolph Guliani) запретил посещение музея лицам младше 17 лет без сопровождения взрослых. И, как следствие: самая большая посещаемость музея за все 175 лет его существования. Британское искусство, считавшееся до того времени отсталым и провинциальным, теперь стало восприниматься как самый настоящий авангард, и Великобритания была приглашена на Arco 2001.
Премия Тернера финансируется телеканалом Channel 4, составляет 30000 евро. Церемония награждения премией проводится в галерее Tate Britain, а потому и является, возможно, самым известным в Европе конкурсом. Франция, ревнуя к успеху премии Тернера, попыталась восстановить международный престиж своих художников и учредила в прошлом году премию Дюшампа. В настоящий момент, что произведение Доминик Гонсалес-Ферстер (Dominique Gonzalez-Foerster), получившее премию Дюшампа 2001 года, что творения финалистов Тернера 2002 года - Фионы Баннер (Fiona Banner), Лиама Гиллика (Liam Gillick), Кэйт Тайсон (Keith Tison) и Кэтрин Ясс (Catherine Yass) - выставлены на всеобщее обозрение до 16 декабря и 5 января, соответственно. И что, все сплошное дерьмо?
Конечно, не все они - дерьмо и абсолютно не обязательно, что в основе таких произведений лежит эстетика отбросов, основоположником которой можно считать Курта Швиттерса (Kurt Schwitters). И, все же, как избежать этой сегодняшней страсти к отходам? В духе Пьеро Манцони (Piero Manzoni) автора нашумевшей в художественных кругах инсталляции «Дерьмо художника», фекалии создателей и критиков последней выставки Документа (Кассель, Германия) были должным образом расфасованы в форме вибраторов, и в таком виде превратились в произведения искусства, которые продавались по цене 6000 долларов за порцию. Параллельно с этой акции Вим Делвойе (Wim Delvoye), снискавший известность своими татуировками на телах свиней, представляет в сети инсталляцию в виде искусственного желудка, переваривающего пищу и после этого выделяющего каловые массы. Затем кал помещается в вакуумную упаковку, снабжается соответствующим сертификатом и продается через интернет-магазин по цене 1,5 доллара за штуку. Адрес сей веб-страницы www.cloaca.be .
Что это? Возвращение к анальной фазе? В наши дни всяческая дрянь достигла просто невиданных прежде высот. Она появляется в рекламе газет, в самый разгар общественных кампаний, или в пропаганде наивысочайшего уровня технологического развития предприятий. С каждым днем разлагающиеся продукты все больше привлекают к себе внимание, и не потому, что могут заразить либо испачкать нас, а потому как вот это самое разложение получило наивысочайшую оценку. Журнал «Esete», издающийся при поддержке такого влиятельного центра экспериментального искусства как «Arteleku», посвятил свой осенний номер мусору и предложил большое количество полезной информации на предмет его наличия в поэзии, живописи, моде, кино и интернете.
Толкование по Фрейду
Теперь уже мусор это не просто дерьмо, как прежде. Заповедь «не изводи мусор в пустую» превратилась в руководящее правило для всего современного мира, потому как, если раньше мусор был простым, отжившим свой век предметом, который надо было обойти стороной, чтобы не вляпаться, то теперь с ним требуется общаться лицом к лицу и воспринимать как определенное моральное благо. Благо столь высоко ценимое, что скоро те, кто ездит на машинах из переработанных материалов, носит костюмы или аксессуары из переработанных отходов, будут только об этом и говорить. Переработанные материалы, точно также как и натуральные, теперь обладают ценностью с этической точки зрения равнозначной, превосходящей или сравнимой с ценностью настоящих материалов. Плюс к этому ценность такого материала относится к той же категории понятий, что и борьба за спасение животных, находящихся под угрозой исчезновения, гуманитарная помощь отверженным или общее сознание социального равенства.
С какой стороны не посмотри, экскрементаторство превратилось в сокровищницу, в феномен, дать рациональное объяснение которому невозможно. Происходит то же самое, что и в описанной Фрейдом анальной фазе развития ребенка. По утверждению отца психоанализа, у ребенка в возрасте от 18 месяцев до 4 лет анальная деятельность несет на себе сильный отпечаток либидо. Но, обращаясь к нашей сегодняшней ситуации, важно следующее: для первого этапа упомянутой анальной фазы характерно получение наслаждения от избавления от экскрементов, но затем, на протяжении всего второго этапа, наслаждение достигается и путем их удержания.
Удержание экскрементов помогает укреплению силы воли, это своеобразная возможность заслужить уважение родителей, которые радуются чистоте ребенка. Не происходит ли то же самое с переработкой отходов? Не вытекает ли сегодняшнее повсеместное стремление не разбрасывать мусор из желания угодить нашей общей матери - Природе? В таком случае, переработка отходов становится, чуть ли не священным подношением. Дар, принося который, легкомысленная культура наших дней уподобляется ребенку, описанному Фрейдом.
В 1917 году Фрейд писал: «Ребенок не испытывает никакого отвращения к своим экскрементам, считает частью своего собственного тела, расстается с ними против желания и использует их в качестве первого подарка людям, которым ценит более остальных». В этот период детства экскременты - это сам ребенок или то, что ему принадлежит, и избавление организма от них эквивалентно дару, демонстрации любви (точно также как семяизвержение в зрелом возрасте), которую он отдает лишь самым избранным.
Грязные источники и переработка
Со своей стороны тем же самым занимаются несколько известных фирм - Home & Planet, Crate & Barrel или Restoration Hardware - выпускающих продукцию для зажиточной части общества и гордящихся тем, что все их товары сделаны из переработанного мусора - металлолома, использованных мешков и тряпок. Точно так же и калифорнийские дизайнеры Джордж Хансен (George Hansen) и Сьюзан Депюти (Susan Deputy) не так давно представили новую линию аксессуаров (сумки, ремни, заколки, ожерелья), изготовленных только из старых тканей, о чем свидетельствуют соответствующие сертификаты. А в Сан-Паулу братья Умберто и Фернандо Кампана (Humberto y Fernando Campana) собирают на улицах мусор, затем делают из него дорогую эксклюзивную мебель, фотографии которой появляются в журналах Vogue и Wallpaper.
Одно из самых главных достоинств упомянутых предметов из мусора - именно их эксклюзивность: нет двух одинаковых предметов, которые походили бы друг на друга по составу и цвету. В Швейцарии благодаря такой уникальности и непохожести огромным спросом пользуются сумки марки Freitag, сшитые из лоскутов ткани.
Слово Freitag в переводе с немецкого означает «пятница». А в нескольких больших торговых центрах продавались китайские сумки-подделки, под названием Donnerstag (четверг - нем.), чтобы их нельзя было изъять из продажи только за то, что они - не настоящие замызганные сумки. Теперь сумки Freitag продаются даже в музейных бутиках, например, в Музее современного искусства (MOCA) в Лос-Анджелесе; а фирма-производитель выпустила не только книгу, посвященную сумкам, сшитым из лохмотьев, но и открыла весьма посещаемую страницу в интернете (www.freitag.ch).
Так что речь идет не только о модном направлении в британском искусстве, ожидающем раздачи премий Тернера. Сегодня все ценное - это дерьмо. Или наоборот. С этой точки зрения, высказывание британского министра культуры выглядит анахроничным и даже попахивает мракобесием.
Сегодня какая-нибудь нация, мода, компания, направление в искусстве не будут выглядеть современными, если не отнесутся серьезно к нечистотам. На заре капитализма считалось, что одна страна опережает другую, если она производит большую гору мусора, чем страна-конкурент. Сегодня же значение имеет лишь количество переработанных отбросов.