13 ноября 2002 года. Европейские официальные лица никогда не забывают включить в свой короткий перечень наиболее важных дел пункт об улучшении отношений с Россией. И для этого имеются солидные основания. Но никому не следует питать иллюзий, что такие связи можно легко наладить и поддерживать. Переговоры на этой неделе с президентом Владимиром Путиным по таким вопросам, как Чечня и Калининградский анклав, должны бы сделать это очевидным.
На саммите с г-ном Путиным Европейский Союз (ЕС) добился в целом довольно хорошего результата благодаря тому, что упорно торговался. Россия понимает уравнения силы, а западным странам следует всегда помнить о том, что они ведут переговоры с позиции силы.
По вопросу Чечни Европе пришлось быть столь же жесткой, сколь жестоким является сам конфликт. Хорошо, что датский премьер-министр Фог Расмюссен (Fogh Rasmussen) напомнил, что чеченский конфликт "нельзя рассматривать только как проблему терроризма", потому что российская тактика "выжженной земли" в этом регионе заставила данный конфликт трансформироваться в еще одну грань войны с терроризмом.
Реакция г-на Путина на вопросы западноевропейских журналистов варьировала от оборонительной до вульгарной и запугивающей. Одному из них он сказал, что "если Вы - христианин, то Ваша жизнь в опасности", а другого пригласил приехать в Россию для того, чтобы сделать себе обрезание, чтобы он смог выдавать себя за мусульманина. Переводчик г-на Путина предпочел не переводить последнюю фразу, а поэтому, хотя в российских средствах массовой информации (СМИ) она вызвала большой резонанс, на Западе на нее не обратили внимания.
В вопросе о Калининграде Европа также была необыкновенно твердой. Г-н Путин требовал, чтобы жителям этого российского анклава было дозволено ездить без виз через территорию Польши и Литвы после того, как они вступят в ЕС. Такого не будет, ответил на это ЕС. В конечном счете, г-н Путин был вынужден согласиться на визы, которые завернули в более удобоваримую для россиян обертку, назвав многоразовыми "упрощенными транзитными документами".
Россия - большое государство и, конечно же, она играет важную роль в мировых делах. Европе необходимо приложить все силы к тому, чтобы Россия вступила в сообщество наций, однако отсюда не следует, что ЕС должен уступать любому российскому требованию. Жесткая позиция по принципиальным вопросам принесет пользу Европе и всем, кто живет под властью Москвы.