Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Калининград: вопрос о визах решен, экономические проблемы - пока нет

Сон Спящей Красавицы на Балтике: Калининград делает ставку на инвестора "BMW"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Экономическое положение российского эксклава на первый взгляд подкупает. Единственный незамерзающий порт громадной страны на Балтике - особая экономическая зона, пользующаяся налоговыми льготами, окажется уже скоро в окружении государств ЕС. Но именно вступление в ЕС соседей - Польши и Литвы - готовит экономике северного района бывшей Восточной Пруссии большие заботы. Область вокруг бывшего Кенигсберга опасается изоляции, даже если Москва и Брюссель нашли в прошедший понедельник компромисс в вопросе пограничного сообщения

Экономическое положение российского эксклава на первый взгляд подкупает. Единственный незамерзающий порт громадной страны на Балтике - особая экономическая зона, пользующаяся налоговыми льготами, окажется уже скоро в окружении государств ЕС. Но именно вступление в ЕС соседей - Польши и Литвы - готовит экономике северного района бывшей Восточной Пруссии большие заботы. Область вокруг бывшего Кенигсберга опасается изоляции, даже если Москва и Брюссель нашли в прошедший понедельник компромисс в вопросе пограничного сообщения после расширения союза.

Согласно требованиям российского президента Владимира Путина, экономическая политика в бывшей запретной военной зоне должна быть максимально либеральной. «Уже сегодня 90 процентов всех предприятий являются частными», - говорит с гордостью губернатор Калининградской области Владимир Егоров. Этот показатель лучше, чем в Польше, подчеркивает бывший адмирал, делая едкий намек в сторону соседей.

По данным администрации, в области, располагающей большими месторождениями янтаря, зарегистрировано 1 727 акционерных обществ с капиталом из 62 стран. Однако с реальным присутствием иностранных инвесторов дело, кажется, пока не ладится. В первом полугодии 2002 года в область поступило четыре млн. долларов США прямых инвестиций. Больше половины этой суммы - бывший российский капитал, бежавший в свое время за границу.

Большие надежды в регионе, насчитывающем миллион жителей, связывают с заводом "BMW". Немецкий производитель автомобилей собирает в Калининграде тройки и пятерки для российского рынка. Кремль уже заказал 100 машин для своего автопарка. «С качеством здесь вообще нет никаких проблем», - сообщает немецкий руководитель производства в Калининграде Рольф Беттнер (Rolf Boettner). В прошлом году с конвейера в Калининграде сошли 2000 автомобилей. В 2003 году планируется выпустить 3 000.

Слишком мало рекламы, которая бы привлекала к региону

Три года назад компанию "BMW" Калининград привлек к себе низкими импортными пошлинами в особой экономической зоне. Машины для "BMW" собирает российское предприятие «Автотор». На «Автоторе» работаю 300 рабочих и инженеров, прошедших подготовку на "BMW". Средняя заработная плата составляет примерно 200 долларов США в месяц, сообщает один из инженеров завода.

Калининградская область, несущая на себе отпечаток полувековой советской экономики, до сегодняшнего дня не отошла от сна Спящей Красавицы. «Не хватает настоящей политики по индустриализации и привлечению внимания к региону», - говорит представитель Делегации немецкой экономики в Калининграде Стефан Штайн (Stephan Stein). Для мнимой либеральной экономической политики не хватает солидных законов, которые бы позволяли ее реализовывать.

Сдержанность многих потенциальных инвесторов понятна. Для иностранных компаний большое препятствие представляет собой до сих пор региональный протекционизм, поясняет Штайн. Невзирая на это, стратегически благоприятный регион в 600 километрах восточнее Берлина представляет хорошие возможности средним предприятиям Запада для перевода туда отдельных производств. Между тем, тысячи калининградцев пользуются возможностью, чтобы заниматься в рамках приграничной торговли с Польшей контрабандой водкой и сигарет.

В настоящее время составить представление о том, что же происходит в экономике, можно лучше всего по ситуации в порту Калининграда. В то время, как ответственные лица из управления порта восторгаются по поводу запланированного строительства глубоководного порта в соседнем Балтийске (Пиллау) и других проектов, человек, зашедший на территорию порта, удивляется печальной картине. Без работы стоят десятки портовых кранов производства ГДР. У причала стоит лишь несколько грузовых судов.

В будущем году мощности по перевалке грузов должны быть увеличены на девять миллионов тонн. Но, по мнению западных экспертов, технически устаревший порт не подходит ни для снабжения Калининградской области, ни для перевалки транзитных российских грузов. Немало калининградцев опасается, что после расширения ЕС на восток порт, а значит и вся область, окажутся в тупике.