Неожиданным был только выбор момента: вчерашний день, то есть за два дня до истечения срока посол Ирака в ООН Мохаммед Алдури (Mohammed Aldouri) заявил, что его правительство принимает резолюцию ООН. «Несмотря на ее плохое содержание», как он еще добавил, Ирак готов «принять в предусмотренные сроки инспекторов ООН и разрешить им выполнять свои задачи в соответствии с международным правом».
Тот, кто не намерен утруждать себя проблемами, с удовольствием наклеивает на Саддама Хусейна (Saddam Hussein) ярлык «сумасшедшего из Багдада», опасного помешанного, все помыслы и устремления которого состоят лишь в том, чтобы погубить мир. Невзирая на свою собственную судьбу, и, прежде всего, судьбу своего народа. Тот, кто меряет его по западным меркам, охотно видит в нем также авантюриста, который откладывает свои решения на последний момент, чтобы поддерживать напряженность и повергать всех в страх.
Впредь этот человек, который, по меньшей мере, является одним из участников в принятии решения о войне или мире, действительно все что угодно, но только не хороший парень или даже безответственный глава государства. Он - диктатор, развязавший две войны и применивший отравляющий газ против курдов. Он держит свой народ в качестве заложника, не останавливается перед политическими убийствами и держит наготове еще какие-нибудь злые сюрпризы. И все же сумасшедшим, помешанным или легкомысленным он не является. Его интересовало и интересует только своя власть и сохранение своего режима. До сих пор он достигал того и другого, меняя партнеров по союзу и используя грубые методы. В течение более двадцати лет.
В годы после войны в Персидском заливе он мог вполне питать иллюзии. Он думал, что эмбарго будет отменено. Он надеялся, что США откроют страну снова в противовес исламистскому Ирану. Он ожидал, что Запад не обойдется без нефтяных сокровищ его страны. В том, что диктаторы страдают утратой понимания реальности, нет ничего необычного. Но приход администрации президента Буша (Bush) и особенно развитие событий после террористических актов, совершенных 11-го сентября, возвратили Саддама Хусейна на землю. Под растущим давлением реальностей он отступал шаг за шагом.
На решение, принятое Саддамом Хусейном, оказали определенное влияние также Россия, Франция и арабские государства. Господин президент, говорили они, Вы должны признать резолюцию ООН, иначе мы для Вас больше ничего не сможем сделать. «Мы хотим предотвратить угрозу войны», так звучит аргументация Ирака. Поскольку победить в ней, это следует добавить, Ирак в ней не смог бы.
105 дней выиграл Саддам Хусейн, Ирак. Первая группа военных инспекторов собирается прибыть 18-го ноября. После этого им предстоит проинспектировать 700 подозрительных объектов, хорошо поработать в безумно длинных коридорах громадных дворцов. Определить состав материалов, проверить оборудование и представить Совету безопасности ООН доклад. «Они будут для контролеров взрывать двери, если не найдут ключа», - предсказывает один из бывших инспекторов ООН. Тот, кого будут опрашивать, от кого инспекторы захотят получить справку, будет стоять на вытяжку.
«Мы до сих пор не получили ничего, кроме формальных признаний, а с этим мы знакомы по прежним временам», - холодно прокомментировала сообщение из Багдада администрация США. Она понимает, что впереди трудные времена ожидают и ее. Если она будет слишком придираться, раздувать всякую мелочь, то такое поведение очень скоро вызовет новое сопротивление в Совете безопасности. Она и без того потеряла робкую поддержку некоторых союзников, может утратить и поддержку в плане развязывания войны и среди населения своей собственной страны. США с Великобританией снова бы оказались в одиночестве - как поджигатели войны.