Москва, 15 ноября 2002 года. Некоторые российские нефтяные компании, которые получают огромные прибыли и проявляют все возрастающие глобальные амбиции, намереваются прорваться к нефтеперерабатывающим предприятиям и влезть в розничную торговлю бензином в Западной Европе.
ОАО "Сургутнефтегаз", третья по величине нефте- и газодобывающая компания России, заявила, что изучает возможность приобретения сети немецких автозаправочных станций (АЗС) и части одного немецкого нефтеперерабатывающего завода, которыми владеет английская публичная компания BP PLC ("British Petroleum" - прим. пер.).
Итальянская нефтяная компания "Eni SpA" сказала, что ведет переговоры с ОАО "Юкос", второй по величине российской нефтедобывающей компанией, относительно совместного предприятия по переработке нефти в Италии.
Российские нефтяные компании по объему добычи и разведанным запасам входят в число крупнейших в мире, но у них очень мало предприятий за пределами Восточного блока. Недостаточное мировое присутствие является одной из важных причин того, почему их рыночная капитализация существенно отстает от более устоявшихся международных компаний. Компания "Юкос" и американская компания "ChevronTexaco Corp." имеют примерно одинаковые разведанные запасы нефти и природного газа, однако рыночная капитализация "Юкос" (20 млрд. долл. США) составляет менее трети стоимости "ChevronTexaco Corp." (72 млрд. долл. США).
В последние несколько лет доходы российских нефтяных компаний резко возросли ввиду относительно высоких мировых цен на нефть. Но, как заявляют аналитики, на фоне растущей озабоченности в связи с нестабильностью этих цен кое-кто хочет подстраховаться от перепадов цен на сырую нефть, разнообразив свои интересы путем инвестиций в нефтеперерабатывающую промышленность и в торговлю нефтепродуктами. В общем случае переработка нефти и торговля нефтепродуктами начинают приносить более значительную прибыль при падении цен на сырую нефть. Приобретя большинство доступных им нефтеперерабатывающих предприятий в России и в Восточной Европе, ряд российских компаний начали заглядываться дальше на запад.
Михаил Трушин, первый вице-президент компании "Юкос", сказал, что его компания ведет переговоры по "широкому спектру" потенциальных сделок в Европе. В числе возможностей он назвал "совместную работу с 'Eni' в Европе", отказавшись говорить более конкретно. Генеральный исполнительный директор "Eni" Витторио Минкато (Vittorio Mincato) сказал, что его компания хочет сократить свои производственные мощности по переработке нефти в Италии и ведет переговоры с "Юкос" и другими компаниями о создании совместного предприятия по переработке нефти.
До сего времени компания "Сургутнефтегаз" не проявляла особого интереса к расширению за пределы своей западносибирской базы и вместо приобретения новых мощностей держала примерно 4 млрд. долл. на своих счетах, вызывая неудовольствие своих зарубежных вкладчиков, которые говорили, что эти деньги съедает инфляция. Но сейчас эта компания заявляет, что хочет купить у BP ее немецкие нефтеперерабатывающие заводы.
Аналитики сказали, что ряд других российских компаний, в том числе "Юкос" и ОАО "Лукойл", тоже делали подходы к BP по поводу ее немецких предприятий. Представитель BP сказал только, что его компания намеревается продать 55% акций нефтеперерабатывающего завода "Bayernoil" в городе Ингольштадт и сотни немецких АЗС. Аналитики назвали цифру 800 АЗС. Компания должна продать эти авуары, чтобы удовлетворить требованиям немецкого антитрастового законодательства.
Кое-кто из аналитиков сомневается, что западноевропейские предприятия принесут российским компаниям хорошую прибыль. Аналитик инвестиционного банка "Объединенная финансовая группа" (United Financial Group) Стефен О'Салливэн (Stephen O'Sullivan) сказал: "Я серьезно сомневаюсь, что многие российские компании получат хорошую прибыль от приобретения предприятий в центре Европы". Но в условиях быстрого возрастания объемов нефтедобычи крупные российские компании стремятся отыскать дополнительные рынки для своей сырой нефти. Они уже скупили нефтеперерабатывающие заводы в Прибалтике, Румынии, Болгарии. Венгрии и Украине.
Остались кое-какие лакомые кусочки и в самой России, например, ОАО "Славнефть", государственное нефтеперерабатывающее предприятие, которое Москва планирует выставить на продажу в следующем месяце. Ряд российских компаний выстроились в очередь на приобретение 74,6% акций этой компании, которые могут принести государству более 1 млрд. долл. США.
Несколько российских компаний хотели бы расшириться за пределы Европы. "Юкос", у которой на счетах остались 3 млрд. долл. США, заявила, что хотела бы поменять некоторую часть своих запасов нефти в России на долевое участие в каком-нибудь проекте добычи нефти в шельфовой зоне. Она также заявила, что готова объединиться с каким-нибудь западным партнером и подать совместную заявку на разработку нефтяных месторождений Ирака, если представится такая возможность. "Лукойл" уже владеет сетью АЗС на Восточном побережье Соединенных Штатов и имеет контрольный пакет акций одного крупного иракского нефтяного месторождения, которое она надеется начать разрабатывать, как только будут отменены санкции Организации Объединенных Наций (ООН).