«Главный враг человечества - это нигилизм террористов, принцип вседозволенности. Отношение к Богу? Прав Папа, утверждающий, что европейцы живут так, словно Бога не существует, а я - европеец».
- Чего следует бояться?
- Терроризма. Врагов может быть много, но угроза лишь одна: терроризм.
- Что такое терроризм?
- Преднамеренное нападение на людей с целью убить их. Два примера: первый - нападение на Башни-Близнецы; второй - бомбардировка российской армией Грозного.
- А атомная бомба, сброшенная на Хиросиму?
- Эта бомбардировка была актом войны: она была совершена в контексте военных действий. Таким способом одна держава хотела победить другую, остановить ее и выиграть войну,- но это был не терроризм.
- Но погибли беззащитные люди-.
- Возможно, это было военное преступление-. Да, об этом можно поспорить. Но это был не терроризм!
- А нацистские концлагеря?
- Терроризм.
- А события в Москве, захват театра?
- Те чеченцы были террористами.
- А Путин, отравивший газом «нескольких» заложников?
- Да, он тоже действовал как террорист! Путин поступил как террорист, борющийся с терроризмом. Есть другие, более демократичные, способы вести антитеррористическую борьбу!
- Например-.
- Я помню случай с захватом самолета, когда полиция очень долго вела переговоры с террористами, те постепенно устали - и в результате удалось спасти всех пассажиров. Погибли террористы и один полицейский.
- Действия Буша в Афганистане можно назвать терроризмом?
- Нет! Он оказывал поддержку умеренным афганцам в их борьбе против терроризма. Он заслуживает похвалы! Он не сравнял Кабул с лицом земли. Да, люди погибли: чистых войн не бывает. Послушайте, в некоторых случаях необходимо прибегать к насилию, чтобы справиться с террористами!
- Саддам - террорист? Мы должны на него напасть?
- Разве Саддам не травил курдов газом? На сегодняшний день в мире существуют сотни идеальных мишеней - атомных и нефтяных объектов, - защитить которые мы не в состоянии: нас ожидает кошмар.
- Вы хотите сказать, что Саддам может напасть на них?
- У Саддама есть все средства для этого, он предоставляет убежище террористам. Он - настоящая угроза!
- Мне несколько странно говорить о войне, о Буше, Саддаме с философом-.
- Я не преклоняюсь перед Бушем, но очень уважаю Макиавелли. А Макиавелли насмехался над принципами францисканцев, убеждениями абсолютных пацифистов.
- Говоря «абсолютный пацифист», что Вы подразумеваете под этим?
- Это те, кто убежден, что зла не существует; тот, кто игнорирует зло.
- А оно существует? Буш говорит об «оси зла».
- Конечно же, существует. А те, кто не верит в существование зла, превращает Буша в Сатану,- сами нарекают его «злом». Они противоречат сами себе!
- Скажите мне, а что такое добро?
- Отсутствие зла! Добро - это не абсолютное и не универсальное понятие. Добро относительно. А вот зло действительно абсолютно: его суть - разрушение человечества.
- И кто претворяет в жизнь подобный принцип?
- Я назову Вам три идеологии, проводящие геноцид: нацизм (во имя высшей расы); сталинизм (во имя одного класса) и исламизм (во имя одного Бога). Они носят различные названия, но все три объединяет одно: нигилизм!
- Дайте мне определение нигилизма.
- Очень просто: «Все дозволено, все годится».
- Тогда получается, что зло берет свое начало из нигилизма?
- Да. Терроризм является именно нигилизмом. Именно потому он наш настоящий враг. Но, если мы будем сражаться с ним по принципу «все годится», то сами превратимся в нигилистов. Мы погрузимся во зло!
- В таком случае, чего нельзя делать?
- Существуют два абсолютных табу: полная вседозволенность в отношении секса (инцест) и полное насилие (общества регулируют насилие). А нигилизм подрывает эти принципы, он стремится к разрушению человека-.
- Это с нами происходит потому, что мы убили Бога?
- Нет, нигилисты тоже обращаются к Богу: в Алжире была провозглашена «фатва», согласно которой можно было четвертовать мусульманских детей-, чтобы они не запятнали себя общением с неверными!
- Приведите мне еще один пример нигилизма.
- Я приведу Вам еще два примера: ребенок в Ливии, вооруженный автоматом Калашникова, на вопрос моего друга: «А вдруг ты убиваешь своих братьев, своих родителей?» ответил: «А почему бы и нет?».
- Второй пример.
- Племя хуту уничтожило около миллиона тутси (хуту и тутси - враждующие между собой племена Руанды; тутси - этническое меньшинство - прим. пер.), одержимые стремлением к разрушению. А по радио выкрикивались призывы: «Убивайте! Пляшите на трупах! Травите их! Если тутси вернутся, мы будем неуправляемыми!».
- Это похоже на насилие самоубийц, подобно тому, что мы видели 11 сентября-.
- Потрясающе, но после тех событий многие подумали: «Да, это ужасно-. Но американцы сами этого заслужили, своим отношением к другим на протяжении всей истории».
- А это не так?
- Послушайте, если мы начнет размышлять подобным образом, то не найдется ни одного народа, который бы мог спастись. А обвинение жертвы - это первый шаг к нигилизму.
- При том, что творится вокруг, куда мы все идем?
- Западу потребовалось более тысячи лет, чтобы стать цивилизованным обществом, но нигилизм идет семимильными шагами. Считайте, что мы ничего еще и не видели: сеть нигилизма - гангстеры, террористы - будет распространяться на многомиллионные пригороды. В XXI-ом веке война будет идти между теми, кто хочет жить без насилия, хочет, чтобы их детей не убивали на улицах, и их противниками.
- Кто победит?
- Это решат простые люди, люди с улицы, которое объединятся и поставят насилию преграды. Только они в состоянии сделать это! Я верю в ответственность.
- Как следует воспитывать детей для жизни в мире, который ждет их?
- Не ограждайте их от ужаса. Они все должны знать, все видеть! А потом говорить, обсуждать увиденное все вместе.
- Вы именно так воспитывали своего сына?
- Иначе невозможно. Однажды ночью, когда ему было три года, он пописал - на мои книги! И ничего удивительного: их так много в нашем доме! В конце концов, получается так, что ребенок всему учится сам.
Нигилизм
Голову философа покрывает густая шапка седых волос. Глюксманн одевается в темное. Он напоминает какого-то флорентийского князя или теолога с картины художника эпохи Возрождения. Но он наш современник, один из столпов современного французского мышления, один из самых известных европейских философов. Он - не кабинетный ученый: Глюксманн ездил в Чечню, чтобы своими глазами увидеть все там происходящее; был личным другом Массуда, боровшегося в Афганистане как с советскими войсками, так и с талибами-. А, кроме того, один из его друзей погиб во время нападения на Башни-Близнецы-. Все увиденное и прочитанное им (а он обладает колоссальными познаниями) преобразуется в идеи. В своей недавно опубликованной книге он объясняет, что над обществом XXI-го столетия парит угроза нигилизма. Исламизм он определяет как нигилистическое использование ислама.