Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Проверка на нужность

Расширение Организации Североатлантического договора чревато риском ее трансформации из сравнительно хорошо выполняющего свой долг военного альянса в свободную "говорильню" по вопросам национальной безопасности

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
НАТО как организация в войне с терроризмом после сентября 2001 года в основном оказалась отодвинутой в сторону. Но на этой неделе альянс попытается показать свою нужность в деле противодействия этой новой двойной угрозе терроризма и распространения оружия массового поражения. Главной демонстрацией этого станет создание натовских "сил быстрого реагирования" численностью 20000 человек.

18 ноября 2002 года. Странам Организации Североатлантического договора (НАТО) сегодня сильнее, чем когда-либо в прошлом, угрожает реальная опасность. Угроза, которой они должны противодействовать, не является прежней угрозой от советских танков, которые покатятся на запад, но фактической угрозой от современных террористов, которые нацелились на жизни граждан и интересы Запада во всем мире. Это подчеркивает также тот факт, что Чешская Республика только что приняла специальный закон, разрешающий американским боевым самолетам и солдатам патрулировать ее небо и улицы ее населенных пунктов во время проведения на этой неделе саммита НАТО в Праге.

НАТО как организация в войне с терроризмом после сентября 2001 года в основном оказалась отодвинутой в сторону. Но на этой неделе альянс попытается показать свою нужность в деле противодействия этой новой двойной угрозе терроризма и распространения оружия массового поражения (ОМП). Главной демонстрацией этого станет создание натовских "сил быстрого реагирования" численностью 20000 человек для "контртеррористических операций, возможно, во взаимодействии с Соединенными Штатами, быть может, в таких странах, как Афганистан при режиме талибов. Вашингтон предложил создать такие силы, чтобы дать НАТО новое основание для продолжения существования.

НАТО 10 лет назад, c окончанием "холодной войны" и роспуском Организации Варшавского договора, подошла в определенном смысле к концу своего запланированного срока жизни. В 1990-х годах кризис на Балканах продлил этот срок; в самом деле, в период проведения своего последнего саммита в 1998 году НАТО активно бомбила Сербию. Но существует очевидная необходимость того, чтобы в дальнейшем Европейский Союз (ЕС) взял на себя функции поддержания правопорядка на территории своих балканских соседей.

Одной из сохраняющихся причин для продолжения существования НАТО является необходимость принять в свой состав столько восточноевропейских стран, сколько позволят улучшающиеся отношения альянса с Россией. Сейчас, когда Россия больше не является ядерным противником, Вашингтон меньше озабочен распространением гарантий безопасности на страны, которые также находят критерии НАТО для новых членов куда менее требовательными, чем критерии ЕС. В Праге еще семерым государствам будет сказано, что они могут присоединиться к состоящему из 19 членов альянсу, в Совете евроатлантического партнерства (Euro-Atlantic Partnership Council), которого, простирающемся до границ Китая, насчитывается не менее 27 членов.

Однако это расширение таит в себе риск трансформировать НАТО из сравнительно хорошо выполняющего свой долг военного альянса в свободную "говорильню" по вопросам национальной безопасности. В этом не было бы ничего плохого, кроме разве того, что сегодняшние угрозы безопасности внезапно, кажется, стали глобальными. А отсюда и важность подготовки НАТО к борьбе с подобными угрозами.

Однако это будет непростым делом. Отказываясь от прежних предрассудков в вопросе проведения операций вне территории своих членов, НАТО сегодня должна поддерживать новое немецко-датское командование миротворческих сил в Афганистане. Однако не все европейцы приветствуют расширившуюся роль НАТО. Хотя отдельные страны НАТО вполне могут принять участие в военной операции против Ирака, Франция продолжает настаивать на том, чтобы коллективные усилия альянса были сфокусированы на ЕС, что для Великобритании равносильно тому, что НАТО будет и дальше оставаться в стороне от главных задач.

США и Европа нередко также расходятся во взглядах на причины и пути решения проблем терроризма и распространения ОМП в таких местах, как Ближний Восток. Если они по-разному смотрят на проблемы, им будет трудно прийти к согласию относительно направления в тот или иной регион "сил быстрого реагирования". А потому вклад Пражского саммита в дело оживления альянса может обернуться яблоком раздора среди союзников.