Россия пока еще не стала 20-м членом Североатлантического оборонительного альянса, но когда завтра Владимир Путин прибудет на саммит НАТО, он будет вести переговоры на равных. Вес России возрос. Альянс в благодарность российской поддержке в военной кампании против режима «Талибан» и «Аль-Каиды» поднял уровень сотрудничества через «Постоянный совместный совет» НАТО. 19+1 - такова теперь формула. Этот форум предоставляет России с середины года более широкие права в выработке решений, если пока и не в их принятии.
Однако этот новый вес России в рамках партнерства с НАТО не то достижение, которым Путин мог бы воспользоваться в Москве. Даже если политическая и военная элита России не противодействует прозападному курсу президента открыто, она его не поддерживает. Прежде всего, вопросом о выгоде новой внешнеполитической ориентации задается генералитет. Голосов таких людей, как положительно настроенный к Америке публицист Андрей Пионтковский, предостерегающий от того, чтобы за каждую уступку ждать вознаграждения, можно услышать редко. По мнению Пионтковского, вмешательство США в Афганистане было в интересах России. Более того, американцы сделали в Афганистане то, чего не в состоянии была сделать сама Россия.
То, что решение поддержать США в борьбе с международным терроризмом было необходимым и правильным, считает также заместитель директора московского Центра Карнеги Дмитрий Тренин, аналитические материалы которого после событий 11-го сентября прошлого года читались как указание к действию в плане изменения внешнеполитической ориентации Кремля.
Но, между тем, нельзя снова не слышать голоса противников. Несмотря на изменение политической ситуации, политика США и некоторых западноевропейских государств все еще направлена на то, чтобы оказывать давление на Россию, препятствовать возможностям ее политических действий на международной арене, считает, например, генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов. До прошлого года он отвечал в Министерстве обороны за международное военное сотрудничество.
Ивашов призывает российское руководство использовать при решении спорных вопросов с Западом не только политические, но и экономические рычаги. «Сегодня открывается единственная в своем роде возможность эффективно использовать для разрешения той или другой внешнеполитической проблемы экономические рычаги», - писал недавно бывший генерал. Зависимость Западной Европы от российской нефти и природного газа возрастает. «Можно представить себе, что произойдет, если Москва поставит вопрос об уменьшении поставок. Это могло бы ускорить решение многих проблем».
По мнению Ивашова, Россия, что касается расширения НАТО, должна настаивать на жестких обязательствах: на определении параметров инфраструктуры союза, верхней планки численности войск и на заверении не размещать на территории своих новых членов ядерное оружие. Выгоду от расширения НАТО получают, говорит Ивашов, прежде всего, США. «Это будет для них еще одним рычагом оказания давления на Россию. В любом случае Росси придется отвечать на расширение НАТО адекватным увеличением своих собственных военных компонентов безопасности», - считает бывший генерал.