19 ноября 2002 года. Вчера президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) горячо защищал президента России Владимира Путина, оправдывая использование усыпляющего газа при освобождении заложников в московском театре. Он сравнил тех, кто захватил заложников, с теми, кто осуществил нападения на Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) и Всемирный торговый центр.
Газ, который российское правительство поначалу не хотело идентифицировать, убил, по меньшей мере, 123 из заложников. В числе тех, кто погиб в этом театре, был один электрик из штата Оклахома.
Буш-младший назвал Путина "хорошим другом" в борьбе против терроризма и похвалил его за "очень жесткие решения", которые тот принял в период противостояния в конце октября.
"Люди попытались обвинить Владимира, - сказал Буш-младший европейским репортерам накануне 5-дневной поездки на саммит Организации Североатлантического договора (НАТО) и потом в Россию, где он встретится с Путиным. - Им следовало бы винить террористов. Это они создали такую ситуацию, а не президент Путин".
Повстанцы, требовавшие положить конец войне в Чечне, удерживали в заложниках более 800 человек в течение 58 часов. "Коммандос" (commando - боец специального подразделения - прим. пер.) убили большинство повстанцев, но также и десятки заложников, когда газ был пущен в вентиляционную систему театра. Скорее всего, это был карфентанил (carfentanil) в аэрозольной форме, который обыкновенно используется для усыпления крупных животных.
Администрация Буша-младшего не желала критиковать Путина после освобождения заложников, стремясь заручиться его поддержкой резолюции Совета Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН), требующей от Ирака разоружиться. Россия проголосовала за эту резолюцию, и Буш-младший продолжает быть солидарным с Путиным.
"Восемьсот человек должны были умереть, - сказал Буш-младший. - А эти люди были убийцы, такие же убийцы, как те, кто пришел в Америку. Существует общая угроза - и всякий раз, когда кто-нибудь хочет отнять невинную жизнь за так называемое дело, с ними необходимо расправляться".
Пресс-секретарь Белого дома (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) Ари Флейшер (Ari Fleischer) сразу же после штурма сделал аналогичные высказывания. Это было как раз накануне выборов 5 ноября, и Буш-младший не отвечал на вопросы репортеров. В то время Флейшер сказал, что Соединенные Штаты не знают, какой тип газа был использован.
Буш-младший заявил репортеру "Radio Free Europe/Radio Liberty", что Россия "должна мирно решать спорные проблемы с Чечней". "Я не имею в виду, что Владимиру не следует делать то, что необходимо для защиты его народа от отдельных террористических нападений", - сказал Буш-младший.
Президент США сказал европейским репортерам, что возобновившиеся инспекции "не являются для Саддама Хусейна (Saddam Hussein) индульгенцией, но мандатом на разоружение. "Если он не станет этого делать, тогда мы, разумеется, будем консультироваться, как и говорили - мы соберем совещание", - сказал Буш-младший.
Соединенные Штаты используют переговоры для того, чтобы заручиться согласием других наций на принуждение (Ирака - прим. пер.) к выполнению резолюции ООН, скорее всего путем применения военной силы. Путин, поддерживая возвращение инспекторов, публично высказался против нападения на Ирак. Буш-младший сказал, что единогласное голосование в СБ дает всему миру понять, что "мы намерены принять решительные меры, если не будет разоружения; и мы способны действовать совместно с нашими друзьями".
Для того чтобы подчеркнуть свою поддержку свободной прессы в России, Буш-младший, как заявили его помощники, также дал вчера интервью независимому телеканалу НТВ.