За 2 месяца до финансового краха России в 1998 году местная брокерская фирма "Ренессанс-Капитал" (Renaissance Capital) устроила прием, который кое-кто называет последним празднеством в честь печально знаменитого московского ковбойского капитализма.
В Кусковском дворце 18-го века фирма "Ренессанс-Капитал" развлекала сотни гостей из числа своих акционеров, наняв моделей, одетых в костюмы того времени, и пригласив из Соединенных Штатов команду водных лыжников, которые показывали трюки на входящем в архитектурный ансамбль дворца озере. "Даже сегодня, - говорит Джон Хаскелл (John Haskell), президент фонда "Восток" (Vostok Fund), американской брокерской фирмы, которая специализируется на России, - люди все еще говорят об этой вечеринке".
Стефен Дженнингс (Stephen Jennings) морщится при этой мысли. Этот 42-летний совладелец и главный исполнительный директор фирмы "Ренессанс-Капитал" потратил значительную часть прошедших четырех лет на то, чтобы стереть из памяти людской такого сорта имидж своей фирмы - и России.
После того как он первоначально сосредоточил свои усилия по изменению имиджа на Москве, г-н Дженнингс сейчас пытается донести свое сообщение до заграницы. На недавних конференциях для инвесторов в США и в Европе г-н Дженнингс пытается убедить людей, которые все еще не оправились от прежних проблем в России, что теперь она стала местом, куда им следует вкладывать свои деньги.
Ему нравится говорить, что, хотя развращающие привычки местной элиты и катастрофический дефолт страны по своим долгам заставили экономику России войти в плоский штопор, они также вызвали слабительный эффект. Россия значительно улучшила свою систему сбора налогов и резко увеличила резервы иностранной валюты, в то же время сокращая свою задолженность. Крупные российские компании перешли на западные стандарты отчетности.
Некоторые инвесторы обратили внимание на эти перемены. В последние 2 года московская фондовая биржа является самой активной в мире: в прошлом году она выросла на 82% в долларовом выражении и в этом году идет впереди на 35%, хотя рынок все еще остается на 20% меньшим, чем 5 лет назад. Даже американские инвесторы, впервые с финансового кризиса в стране, понемногу начинают снова вкладывать свои деньги в Россию; на долю иностранцев в целом сегодня приходится около 20% всех инвестиций в российские акции.
Процветание на фондовой бирже отражает как недавний резкий рост мировых цен на нефть, серьезно укрепивший финансовое положение крупных энергетических компаний, которые составляют значительную долю московской фондовой биржи, так и постепенно укрепляющееся мнение, что Россия находится на начальном этапе экономической перестройки. Однако многие до сих пор считают, что вкладывать деньги в России - безрассудное дело.
"Люди, работавшие на новых рынках, нигде не потеряли столько денег, как в России, - говорит г-н Дженнингс, уроженец Новой Зеландии, проживающий в Москве последние 10 лет. - Гневом и горечью были в значительной степени охвачены даже те бизнесмены, которые думали, что уже все на свете перевидали".
Борьба г-на Дженнингса свидетельствует о том, как трудно бывает снова вернуть инвесторов на рынок, который их ранее разорил. Остается еще немало скепсиса. Большинство глобальных инвесторов не имеют ни одной российской акции. Рейтинговые фирмы неизменно ставят Россию на последнее место по привлекательности для инвесторов. Многие финансовые менеджеры заявляют, что Россия не удовлетворяет даже их минимальным требованиям, когда дело доходит до технической обработки акций. "Дела в России идут на лад, - говорит Гус Сотер (Gus Sauter), менеджер крупнейшего трастового холдинга "Vanguard Group". - Но пока еще она не совсем отвечает нашим стандартам".
Даже те иностранные инвесторы, которые приобрели российские акции, продолжают высказывать свои претензии по целому ряду пунктов: слабая банковская система; частые случаи дискриминации иностранных акционеров; ограниченные возможности для вкладывания денег помимо десятка в основном производящих промышленные товары компаний. Более половины рыночной капитализации московского базового биржевого индекса RTS приходится на нефтяные компании "Юкос" и "Лукойл" и на газовую компанию "Сургутнефтегаз", в результате чего этот рынок уязвим от резкого падения цен на энергоносители.
Г-н Дженнингс не оспаривает вышеназванных недостатков. Вместо этого он доказывает, что российские цены на акции - дешевые даже по стандартам нарождающихся рынков - означают, что инвесторам платят за риск. Что еще более важно, говорит он, так это то, что в России отмечается прогресс в момент, когда другие развивающиеся страны Азии и Латинской Америки находятся в застое. А потому цены на российские акции обязательно будут расти, говорит он, по мере того, как инвесторы осознают эту тенденцию.
Доходы фирмы "Ренессанс-Капитал" в последовавшие за кризисом 1998 года полгода упали на 90%, ей пришлось оставить на работе менее 100 из 600 своих служащих. Но дальше дела пошли лучше. Поскольку большинство иностранных брокерских фирм ушли из России, фирме "Ренессанс-Капитал" повезло нанять на работу лучших российских специалистов банковского дела, прежде работавших в таких фирмах, как "Morgan Stanley", "Salomon Smith Barney"( из "Citigroup Inc.") и "J.P. Morgan Chase & Co".
Сегодня компания снова крепко стоит на ногах, в ней работают 160 человек. Она потихоньку рассталась со своим сомнительным соучредителем, Борисом Йорданом (Boris Jordan), который вскоре после дефолта ушел из "Ренессанс-Капитал" забрав с собой дочернее предприятие "Спутник" (Sputnik). "Ренессанс-Капитал" снова стала прибыльной: в прошлом году она получила прибыль в сумме 30 млн. долл. США и, как говорит г-н Дженнингс, в 2002 году ожидает более высокие доходы.
Это, конечно, ниже той прибыли в 100 млн. долл. США, какую получила фирма в 1997 году. Однако есть признаки, что недалек тот день, когда ее прибыли вырастут до прежнего уровня. За прошедшее лето "Ренессанс-Капитал" сумела привлечь десятки новых инвесторов; в прошлом месяце на собрание перспективных акционеров в Нью-Йорке пришли свыше 150 человек, и это без таких приманок, как экзотические модели или яркие водные лыжники. "Люди меня отговаривали от деловых отношений с фирмой 'Ренессанс-Капитал', - сказал г-н Хаскелл из фонда "Восток", который в прошлом месяце открыл торговый счет в этом банке. - Но это не прежняя фирма. Они меняются в ногу со временем".