Санкт-Петербург, 16 ноября 2002 года. На протяжении 4 лет вокруг убийства Галины Старовойтовой, видного члена российского парламента, плодились одни только слухи. И вот 10 дней назад была на короткое время приподнята официальная завеса секретности. Представитель Федеральной службы безопасности (ФСБ) сообщил, что по делу арестованы шесть человек, которым уже предъявлены обвинения. Эти аресты, ничуть не разрешив загадку, только лишь усугубили ее. Власти отказываются назвать имена арестованных. Создается впечатление, что на свободе остаются другие люди, подозреваемые в соучастии в этом убийстве. Следователи отказываются делиться информацией и строго предупредили сестру Галины Старовойтовой, а также ее бывшего помощника, который был серьезно ранен во время нападения, чтобы те не разглашали ставшие известными им факты.
Убийство г-жи Старовойтовой стало ударом по нарождавшейся российской демократии. Это остающееся в тени расследование позволяет судить о степени перехода России к демократии, иллюстрируя, как слаба реакция на ее смерть в стране, где убийства стали мрачной характеристикой политики, а главенство закона все еще не может пробиться через секретность, преступность и коррупцию.
"Многие из нас рассматривают задержание и наказание убийц Галины как фундаментальный тест для российского государства, - написала Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher), бывший премьер-министр Великобритании.
Это было более 2 лет назад.
Нынешние аресты возродили надежды на то, что, возможно, близок прорыв в этом деле, хотя союзники г-жи Старовойтовой остаются настроенными скептически, заявляя, что об арестах подозреваемых сообщалось и прежде, но впоследствии подозрения оказывались необоснованными.
Пока ясно только лишь, что убийство г-жи Старовойтовой не было случайным нападением, но скорее широким организованным заговором с целью убийства одного из наиболее откровенно высказывавшихся российских борцов за демократию. Убийство было заказным, но пока никто не знает - или не хочет сказать - кто его заказал и почему.
"Я с самого начала говорил, что убежден в том, что, либо следователям известно, кто ее убил, но у них нет доказательств, чтобы произвести аресты, либо следы ведут так высоко, что органы расследования не хотят распутывать дальше это дело, - сказал Юрий Шмидт, адвокат, который представляет семью г-жи Старовойтовой.
Как правило, политические убийства в России редко раскрываются. Большинство таких убийств приписывается "деловым интересам", что чаще всего означает коррумпированность. Но дело г-жи Старовойтовой было иным. Она получила известность в политике в 1980-х годах, была советником первого президента России Бориса Ельцина, соучредителем партии "Демократическая Россия" и пропагандистом экономических, политических и правовых реформ, направленных против коммунистов, националистов и прочих. Ее дважды избирали в парламент от Санкт-Петербурга.
Вечером 20 ноября 1998 года она прилетела из Москвы в Санкт-Петербург и со своим помощником Русланом Линьковым возвращалась в свою квартиру, когда в подъезде двое неизвестных открыли огонь. Г-жа Старовойтова от полученных ранений скончалась на месте. Г-н Линьков был тяжело ранен и потерял сознание. Президент Ельцин потребовал от своего министра внутренних дел принять все меры по раскрытию данного убийства. Милиция нашла два ствола, но расследование, кажется, затормозилось с самого начала.
Представитель по связям с общественностью Управления ФСБ в Санкт-Петербурге Елена Тихонова сказала, что следователи работали без устали, опросив более 1000 свидетелей и проведя десятки обысков и судебных экспертиз. Но ни она, ни генерал Михаил Милюшкин, заместитель начальника управления, объявивший о недавних арестах, не пожелали обсуждать с представителями средств массовой информации (СМИ) это дело. Было непонятно, почему генерал Милюшкин объявил об арестах, но не назвал имена арестованных. Очевидно, следствие испытывает сильное давление и пытается показать, что добилось определенного успеха.
Со слов сестры г-жи Старовойтовой, Ольги, следователи ей сообщили о некоторых собранных доказательствах, но попросили ее не разглашать эти факты. Все, что она смогла сказать, так это, что убийцы были из так называемой Тамбовской оргпреступной группировки, среди них был также бывший сотрудник российской военной разведки. Мотив убийства так и не установлен.
С г-жой Старовойтовой были не в ладах, в том числе, Владимир Яковлев, губернатор Санкт-Петербурга с 1996 года; Геннадий Селезнев, спикер парламента; и Альберт Макашов, отставной генерал-майор, в прошлом являвшийся депутатом-националистом. "Она мешала многим, - сказал Юрий Кравцов, бывший член городского совета Санкт-Петербурга. - Но никто не может с уверенностью сказать, что это они ее убили".