Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кремль вкушает плоды своей внешней политики

В момент, когда лидеры НАТО в Праге принимают семерых новых членов, министр иностранных дел России рассказывает нашему корреспонденту, почему Москва больше не опасается расширения этого альянса на восток

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Россия больше не считает расширение НАТО угрозой, потому что этот альянс претерпел радикальную трансформацию из инструмента "холодной войны" в средство защиты от глобального терроризма и других угроз 21-го века", - сказал вчера корреспонденту "The Times" министр иностранных дел России.

21 ноября 2002 года. "Россия больше не считает расширение НАТО угрозой, потому что этот альянс претерпел радикальную трансформацию из инструмента "холодной войны" в средство защиты от глобального терроризма и других угроз 21-го века", - сказал вчера корреспонденту "The Times" министр иностранных дел России. Игорь Иванов, который во время саммита в Праге намерен встретиться с лидерами НАТО, сказал, что президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) переопределил цели и задачи НАТО в том направлении, к которому давно уже подталкивает этот альянс Россия.

"У нас один общий враг - глобальный терроризм - и мы должны вместе бороться против него, - сказал он. - Мы не должны фокусироваться на мифических и теоретических угрозах, но на таких реальных проблемах, которые сегодня решаются в рамках совета НАТО-Россия". С того момента, как 6 месяцев назад был создан этот совет, он доказал свою полезность, сказал он. Уже обе стороны согласовали общие антитеррористические меры, выработали единые принципы подержания мира и обсудили пути спасения экипажей терпящих бедствие подводных лодок. "Они показали, что это не просто очередной механизм, но нечто, что конструктивно работает на пользу всем, - сказал он. - Мы не ведем пустых дискуссий, но обсуждаем то, что может быть наиболее эффективным".

Если бы НАТО не изменилась или придерживалась бы своей прежней стратегии, Россия рассматривала бы предлагаемое расширение этого альянса непосредственно к границам России с большим беспокойством, сказал он. Но сегодня он полагает, что даже включение в состав альянса прибалтийских государств будет иметь позитивное значение. Это вынудит их адаптироваться к соглашениям об обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе и подчеркнет важность доктрины военной сдержанности.

Взгляды г-на Иванова резко контрастируют с той неизменной оппозицией любому расширению НАТО к российским границам, которую настоятельно выражала Москва не далее как 6 месяцев назад.

В центре завтрашней короткой встречи г-на Буша-младшего с президентом Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге будут вопросы НАТО и терроризма. Г-н Иванов сказал, что 2 часов для беседы им будет достаточно, поскольку обе стороны полностью и регулярно информируют друг друга. Но они также обсудят Афганистан, Ирак, оружие массового поражения (ОМП) и целый ряд вопросов, касающихся американо-российских отношений.

Г-н Иванов говорил об Ираке в таких выражениях, которые понравятся Соединенным Штатам, но встревожат Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Он сказал, что единогласная резолюция Совета Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН), разрешающая новые инспекции вооружений, укрепила этот совет, добавив при этом, что "нам всем следует быть очень довольными". И он сделал Ираку ясное предостережение, что Россия полностью поддерживает его полное разоружение, уничтожение его ОМП и создание системы мониторинга с целью предотвращения производства новых образцов ОМП. Он также уверял, что Россия приняла все возможные меры для того, чтобы ключевые компоненты ОМП или уран не могли контрабандным путем попасть в Ирак или в любую другую страну или террористическую организацию.

Г-н Иванов был в приподнятом настроении. Прошедший месяц стал свидетелем целого ряда успехов российской внешней политики, которые укрепили его позиции. Наряду с согласованием с Вашингтоном вопроса об иракской резолюции, Россия укрепила свои связи с Европейским Союзом (ЕС), заключив соглашение по мучительному вопросу транзита в Калининградскую область, которая после расширения ЕС окажется изолированной от собственно России.

Россия долго противилась введению визового режима для своих граждан, которые будут следовать через территорию ЕС в Калининград и обратно. Г-н Иванов сказал, что достигнутый компромисс решил три проблемы: удовлетворил требование ЕС о жестком контроле на внешних границах союза; сохранил суверенитет Латвии; и удовлетворил требование России о беспрепятственном доступе в Калининград. Он признал, что данное соглашение не позволяет России сразу же получить все, что она хотела бы, но оно сняло остроту проблемы, которая мешала добрососедским отношениям с ЕС.

Он выразил надежду, что данное соглашение может быть доработано, чтобы в конечном итоге обеспечить совершенно безвизовый режим транзита между Россией и ЕС. Москва также стремится к не менее амбициозному соглашению об общей с ЕС зоне свободной торговли. Он сказал, что расширение ЕС будет означать, что, по меньшей мере, 50% объема российской торговли теперь будет приходиться на ЕС. "А поэтому мы активно работаем над новыми экономическими отношениями, - сказал он. - Нашей долгосрочной целью является единое экономическое пространство, и главным элементом этого является полностью свободная зона торговли".

Г-н Иванов сказал, что серия соглашений, которые Россия заключила с другими странами, стала "урожаем" новой внешней политики, основанной на гармонии и консенсусе. Впервые за многие десятилетия у России нет врагов. Ей следует воспользоваться этой необычной возможностью, чтобы сделать две вещи. Первое, ей следует удвоить усилия по проведению внутренних реформ. "Мы сможем сосредоточить всю нашу энергию на внутренних делах, не отвлекаясь на внешний мир". Второе, России следует начать скоординированное дипломатическое наступление с тем, чтобы убедить другие страны помочь строительству "нового мирового порядка". А тем временем подавляющим приоритетом России остается война против глобального терроризма, и в этой борьбе не может быть передышки.