Президент Буш (Bush) готовится к короткому саммиту с Владимиром Путиным, который состоится в пятницу в Санкт-Петербурге, и оба президента все теснее сплачиваются в борьбе против общего противника. Г-н Буш поддерживает мнение Кремля о том, что чеченские боевики связаны с "Аль-Каидой" и Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden). А Европейский Союз подчеркивает необходимость политического урегулирования конфликта.
Эта разница во взглядах отражает изменения, происходящие в российской внешней политике. Когда-то отношения с Соединенными Штатами были осложнены спорами о ядерном оружии, противоракетной обороне и расширении НАТО. Однако теперь место США, бывших главным источником напряженности в отношениях России с внешним миром, занято Европой.
К тому же, с практической точки зрения, отношения России с Европой имеют большее значение, чем отношения России с Америкой. Объемы торговли Европейского Союза с Россией и размеры его инвестиций в экономику этой страны гораздо больше, чем у Соединенных Штатов. Именно Брюссель, а не Вашингтон, может сыграть решающую роль в принятии решения о вступлении России во Всемирную Торговую Организацию. Будущее процветание России главным образом зависит от взаимоотношений с Европейским Союзом.
"За последние два года Россия и США научились приходить к согласию, по крайней мере, к согласию о разногласиях, - говорит Михаил Маргелов, председатель комитета Совета Федерации по международным делам. - В отношениях с ЕС мы еще не достигли подобного уровня".
Отношения с Соединенными Штатами гораздо более четкие. Вашингтон видит в Москве союзника по антитеррористической коалиции, такую же, как и он сам, ядерную державу, и - обладающего правом вето члена Совета Безопасности ООН, чье мнение по глобальным вопросам, вроде Ирака, все еще имеет значение. Ожидается, что Ирак и борьба с терроризмом будут стоять во главе повестки дня завтрашней встречи президентов.
"По вопросам безопасности Россия и США понимают друг друга гораздо лучше, чем Россия и Европа", - отмечает директор Института США и Канады Сергей Рогов.
Взаимоотношения России с Европейским Союзом являются более сложными - отчасти потому, что они географически расположены ближе друг к другу. Европа зачастую видит Россию не как партнера по обеспечению безопасности, а как угрозу безопасности: потенциальный источник незаконных иммигрантов, инфекционных заболеваний, таких как туберкулез и ВИЧ, отмывания денег и торговли людьми.
Из-за территориальной близости споры происходят и по более конкретным вопросам. Россия не испытывает прямых последствий от расширения НАТО, однако планы расширения ЕС в 2004 году путем принятия в организацию Польши и Литвы породили реальные, непосредственные проблемы, которые ЕС и Россия вынуждены решать.
Главной из них является проблема Калининграда, небольшого российского анклава на Балтике, который после расширения союза окажется окруженным странами ЕС. Хотя на прошлой неделе в ходе встречи в верхах Москва и Брюссель достигли компромисса по транспортным вопросам, позволяющего сохранить лицо, ЕС отклонил требование г-на Путина о безвизовом проезде россиян в Калининград и обратно.
Однако разногласия между Россией и Евросоюзом острее всего проявились в ходе кризиса, связанного с захватом заложников в прошлом месяце, когда вооруженные люди угрожали взорвать московский театр с 800 заложниками, если г-н Путин не прекратит войну в Чечне.
Г-н Буш сравнил боевиков, захвативших заложников, с угонщиками самолетов, напавшими на Америку 11 сентября прошлого года, и заявил, что это происшествие доказывает, что члены "Аль-Каиды" проникли на территорию России. Призывая к политическому диалогу по вопросу Чечни, он тем не менее отметил, что Усама бен Ладен в своей последней видеозаписи похвалил боевиков, взявших зрителей театра в заложники, и организаторов недавнего взрыва в ночном клубе на острове Бали.
В отношениях с Европой кризис с заложниками только усложнил имеющиеся противоречия. Россия пригрозила бойкотировать саммит ЕС в Копенгагене после того, как Дания отказалась отменить международный чеченский конгресс, прошедший в датской столице через два дня после освобождения заложников в театральном центре. Место проведения саммита было спешно перенесено в Брюссель, и Россия уступила.
Однако и там переговоры были омрачены темой Чечни. Россия отклонила попытки Евросоюза включить обсуждение конфликта в повестку дня саммита, а г-н Путин шокировал участников встречи угрозами французскому журналисту, задавшему вопрос о применении оружия против мирного населения Чечни. Соглашение по Калининграду было попросту не замечено в этой шумихе.
По мнению российских политиков, проблема многих европейских стран заключается в том, что они не знакомы с реальным терроризмом. "Европе невероятно везет; на ее столицы не падали самолеты, и ее театры, расположенные в центрах городов, не подвергались захватам, - говорит Михаил Маргелов. - Они знакомы с терроризмом лишь теоретически. А для американцев после 11 сентября и для россиян после 23-26 октября терроризм стал личной трагедией".
В конце концов, даже если Европа и Россия придут к согласию по вопросам терроризма, Брюссель знает, что ему никогда не добиться того объема внимания, который Россия уделяет Вашингтону. "Главным вопросом для России является безопасность, - заявил один из чиновников Евросоюза. - Соединенные Штаты всегда будут естественным партнером России по данному вопросу".