Для Европы, которая была в течение десятилетий расколота в результате второй мировой войны, приглашение семи государствам Центральной и Восточной Европы вступить в Североатлантический альянс - волнующий исторический момент. Принятое на основе консенсуса решение глав государств и правительств создает дополнительную стабильность и способствует консолидации в странах, вступающих в союз, консолидации демократических процессов. В конечном счете, это был последний акт, который подвел черту под прошлым. Большое значение для будущего альянса как военной организации имеют решения о новых военных возможностях, о создании экспедиционного корпуса, который будет действовать по всему миру (силы быстрого реагирования НАТО - NRF), и одобрение принципов радикальных преобразований в командных структурах НАТО для улучшения взаимодействия и придания большей гибкости.
На своей первой встрече в верхах в новом столетии НАТО решительно прощается с концепциями и организационными формами, являющимися пережитками эпохи «холодной войны». Она готовится к решению новых военных задач и к новым, ставшим очевидными для общего сознания только после событий 11-го сентября 2001 года, угрозам, таким, как международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения. Если в будущем НАТО придется применять вооруженные силы, то это будет происходить не только на территориях традиционной зоны ответственности НАТО, но и за пределами Европы.
То, что европейские государства-члены НАТО вряд ли готовы к подобной миссии, что по своим военным возможностям, которые необходимы для убедительности силы, они сильно отстают от Соединенных Штатов, известно давно. Вместе с новыми, самостоятельно взятыми политическими обязательствами в рамках так называемых «Пражских обязательств по наращиванию потенциала» будет предпринята новая, обещающая больший успех попытка сообща устранить, как говорится в заключительном коммюнике, особо бросающиеся в глаза недостатки. Канцлер ФРГ Шредер (Schroeder), как было слышно, обратил внимание глав государств и правительств на трудности в Германии с бюджетом. Потом он обратился к собравшимся с вопросом, а есть ли такие же заботы у других государств-членов союза.
Новая инициатива предусматривает создание новых возможностей по четырем направлениям: защита от бактериологического, химического, ядерного и радиологического оружия (так называемые «грязные бомбы»), создание надежных электронных средств управления и разведки, обеспечение внутрисоюзной оперативности при применении многонациональных войсковых контингентов, а также обеспечение их быстрой переброски в отдаленные районы на длительные сроки. Германия участвует в 19-ти из 47 проектных групп, которые образованы с учетом этих четырех направлений.
Берлин взял на себя координацию в работе по улучшению транспортных возможностей стратегического характера. Ставится задача найти переходное решение проблемы за счет проекта, предусматривающего совместный лизинг техники. Дело в том, что первые аэробусы A400M, которые однажды должны закрыть существующую брешь, будут поставлены - независимо от решения Германии относительно заказанного количества - только в 2008 году. Детали лизинговой модели, пойдет ли речь об американских С-17 фирмы "Boeing", российских или украинских машинах типа «Антонов», предстоит еще уточнить. Генеральный секретарь НАТО Робертсон (Robertson) обратил недавно внимание на ограниченные возможности в выборе техники по лизингу. Так, 23 имеющиеся в наличии самолеты типа «Антонов» арендовать в настоящее время не представляется возможным, поскольку все они до Рождества зафрахтованы оргкомитетом японских компьютерных игр. Испания взяла на себя руководство в вопросе дозаправки в воздухе. Нидерланды позаботятся о закупках дистанционного и высокоточного оружия для боевых самолетов. Есть предложение, чтобы европейские партнеры по союзу, имеющие на вооружении самолеты F-16, закупили оборудование, позволяющее осуществлять бомбометание по целям с помощью спутниковой навигационной системы GPS. Соединенные Штаты должны были бы для этого смягчить экспортные ограничения.
Новые возможности должны пойти на пользу, прежде всего, боеготовым силам быстрого реагирования НАТО, которые планируется создать к осени 2004 года. Это высоко мобильное многонациональное соединение, в котором представлены все рода войск (по первоначальному варианту, предложенному американцами, речь шла о численности 21 000 человек), должно быть по решению глав государств и правительств готово к действиям там, «где это потребуется и как это решит Совет НАТО». Детали концепции должны быть разработаны военными специалистами к следующей встрече министров обороны НАТО.
Принципиальное решение о реформе командных структур предполагает создание новых штаб-квартир НАТО. В качестве единственного стратегического командования с оперативными задачами сохранится нынешняя штаб-квартира Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе (Shape). Стратегическое командование в Норфолке (до сих пор - Saclant) в Соединенных Штатах, в частности, тоже сохранится, но возьмет на себя задачу опробовать в тесном взаимодействии с американской армией новую концепцию вооруженных сил НАТО. У штаб-квартир второго уровня, таких, как штаб-квартира, отвечающая за Северную и Южную Европу (в Брюнсуме и в Неаполе), больше не будет строго нарезанной в географическом плане зоны ответственности. Этого уровня штаб-квартиры не будет. В будущем одинаковый «круговой контроль» будут осуществлять в Европе сразу два более крупных и одно мелкое командования. Каждое из них должно быть в состоянии брать на себя управление многонациональным соединением, представленным всеми родами войск. Принципы деятельности новых командных структур тоже выходят за географические рамки Европы.