Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Шамиль, мы готовы умереть»

Чеченские боевики верят в победу над российской армией

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хотя в Чечне немало отрядов и полевых командиров, президент Масхадов контролирует всех, полагает Мухамед II. Через определенное время полевые командиры встречаются, чтобы согласовать тактику своих действий. Финансовая помощь из-за рубежа почти не поступает. Раньше Масхадов получал деньги из арабских стран, сегодня он должен покупать каждый патрон сам. Оружие и боеприпасы получают через посредников из арсеналов российской армии

«Мужчина, который умирает с позором, никогда не увидит ворот рая. Поэтому, Шамиль, дай нам команду, и пятьсот джигитов пойдут за тобой». Эти строки из песни - их автор - «Мухамед I» - о легендарном имаме Шамиле, который в первой половине 19-го столетия командовал армией, воевавшей против царских войск, и контролировал большую часть территории Чечни и Дагестана. Свое настоящее имя рослый мужчина с мягким голосом называть не хочет. Мы должны довольствоваться его радиопозывными.

Мухамед I - полевой командир «бригады особого назначения», находящейся в подчинении президента Аслана Масхадова. До того, как президент Чечни был изгнан российскими войсками в декабре 1999 года из Грозного, Мухамед I служил в президентской гвардии. Со своим давним другом Мухмедом II - тот из того же чеченского тейпа - он организует сегодня партизанские вылазки в равнинных районах Чечни, в Грозном и Гудермесе. Ночью нападают на военные опорные пункты - на так называемые блок-посты. Иногда оба уходят в горы, чтобы воевать там.

Хотя в Чечне есть много отрядов и полевых командиров, президент Масхадов контролирует всех, полагает Мухамед II. Через определенное время полевые командиры встречаются, чтобы согласовать тактику своих действий. Но в принципе боевики сами знают, что делать, они воюют за идею, мстят за убитых товарищей. Финансовая помощь из-за рубежа почти не поступает. Раньше Масхадов получал деньги из арабских стран, сегодня он должен покупать каждый патрон сам. Оружие и боеприпасы получают через посредников из арсеналов российской армии.

«500 человек нас не спасут. В Чечне и Дагестане хватает уже сирот». В песне легендарный Шамиль делает выбор между освободительной борьбой и жертвами. Мухамед I демонстрирует большую решительность и, судя по всему, посвятил всю свою жизнь борьбе за свободу Чечни. Только однажды, воспользовавшись паузой в разговоре, он вскользь поинтересовался возможностями эмигрировать. Песня о Шамиле отображает раскол между легендарным вождем, который в 1859 году капитулировал после тридцатилетней борьбы и потом жил в ссылке недалеко от Москвы, в Калуге, и небольшой группой оставшихся воинов. «Мы готовы умереть, а ты оставляешь нас Шамиль? Останься или ты получишь пулю в спину».

Конфликт 1859 года остается актуальным до сих пор. После победы российских войск в 2000 году большая часть боевиков перешла в официальные милицейские и административные структуры Чечни. Но оба Мухамеда надеются, что их бывшие боевые товарищи перебегут в случае крупного наступления на Грозный, «как тогда, в августе 1996 года», на сторону боевиков. Они понимают, что живут в общем доме и не могут воевать против своих собственных братьев. Если же они пойдут на это, на них всю их жизнь будут показывать пальцем, считает Мухамед II.

Мухамед I заявляет, что будет продолжать бороться против русских. Только одного он не хотел бы встретить на поле боя: своего бывшего начальника Ивана Агиджетку. Под командованием Ивана Мухамед I проходил в восьмидесятые годы срочную службу в Советской Армии. Он его видел по телевизору. Украинец - теперь командует российскими войсками на чечено-грузинской границе. Между ними были по-настоящему очень хорошие отношения.

«Шамиль, остановись! Не проявляй слабость. Все, кто уже лежит в земле, призывают тебя!» Для многих чеченцев и сегодня существует только одна альтернатива: выбирать между свободой и рабством. О компромиссах в Чечне и в Москве лишь редко говорят.