Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Америка обещает уважать российские "интересы" в Ираке

У России на уме одна только нефть

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Категорически отрицая, что имеется какая-то конкретная договоренность, официальные представители США говорят, что им известны российские озабоченности и что они принимают их во внимание при планировании своей политики в Ираке после свержения режима Хусейна. "Мы понимаем, что у России там имеются интересы, как и других стран, - сказал г-н Буш-младший независимой российской телевизионной станции НТВ в интервью, переданном в эфир вчера вечером. - И, разумеется, эти интересы будут уважаться".

22 ноября 2002 года. Подобно своему отцу накануне войны 1991 года в Персидском заливе, президент Буш-младший (George W. Bush) использует в качестве приманки деньги и политическое уважение, чтобы убедить Россию не стоять на пути возглавляемой Соединенными Штатами войны с Ираком.

Российские официальные лица говорят, что достигли с администрацией Буша-младшего взаимопонимание в отношении российских экономических интересов в Ираке, включая и озабоченность падением мировых цен на нефть в результате нефтяного бума в Ираке в случае свержения президента Саддама Хусейна (Saddam Hussein).

Категорически отрицая, что имеется какая-то конкретная договоренность, официальные представители США говорят, что им известны российские озабоченности и что они принимают их во внимание при планировании своей политики в Ираке после свержения режима Хусейна. "Мы понимаем, что у России там имеются интересы, как и других стран, - сказал г-н Буш-младший независимой российской телевизионной станции НТВ в интервью, переданном в эфир вчера вечером. - И, разумеется, эти интересы будут уважаться".

В предстоящую субботу г-н Буш-младший намерен признать роль Москвы в получении согласия на единодушную поддержку голосования в Совете Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН) резолюции о новом жестком режиме инспектирования для Ирака, отправившись в бывшую столицу Российской империи Санкт-Петербург для своей седьмой встречи с российским президентом Владимиром Путиным.

В последние несколько дней г-н Буш-младший лез из кожи вон, чтобы похвалить г-на Путина за его помощь в войне с терроризмом и за его руководство недавним кризисом с заложниками в Москве, в ходе которого отравляющим газом, примененным правительственными силами безопасности при освобождении удерживавшихся чеченскими повстанцами заложников, были убиты 128 гражданских лиц.

Ухаживание американцев за г-ном Путиным заставляет вспомнить о дипломатической кампании, которую осенью 1990 года проводил президент США Буш-старший (George H.W. Bush) с целью заручиться поддержкой тогдашнего советского руководителя Михаила Горбачева для резолюций ООН, разрешавших использование "всех необходимых сил и средств", чтобы прекратить оккупацию Ираком территории Кувейта. В обмен на молчаливое советское согласие на использование против Багдада военной силы г-н Буш-старший пообещал г-ну Горбачеву политическую и экономическую поддержку в момент, когда тот пытался удержать Советский Союз от распада.

Главное различие между этими двумя дипломатическими инициативами, как отмечают американские и российские аналитики, состоит в том, что г-н Путин больший реалист, чем г-н Горбачев, в отношении того, что он может получить в обмен на предоставление Вашингтону сравнительной свободы рук в Ираке. Вместо того чтобы требовать от Запада огромных финансовых вливаний в умирающую экономику, он сфокусировал свое внимание на получении от Соединенных Штатов заверений, что будут уважаться российские экономические интересы в Ираке, которые по большей части сконцентрированы на том, что эта страна в будущем станет крупнейшим после Саудовской Аравии нефтедобытчиком на Ближнем Востоке.

"Путин очень прагматичный политик, - сказал Дмитрий Саймс (Dmitri Simes), президент Никсоновского центра, аналитической организации со штаб-квартирой в Вашингтоне, которая фокусируется на американо-российских отношениях. - Вместо того чтобы пытаться помешать тому, что все равно произойдет, он пытается извлечь из сложившейся ситуации максимум выгоды как для своей страны, так и для самого себя в политическом плане".

Во главе перечня экономических вопросов, волнующих г-на Путина, стоит страх перед возможностью резкого снижения мировых цен на нефть, как только будут отменены торговые санкции США против Багдада и в давно игнорируемый нефтяной сектор Ирака потекут западные инвестиции. Согласно оценке Селесты Валландер (Celeste Wallander) из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований, падение цены барреля сырой нефти (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л) на 6 долл. США приведет к сокращению вдвое экономического роста России. Если цена упадет до 13 долл. США за баррель, большинство российских нефтяных компаний перестанут быть прибыльными.

Российские и американские официальные лица сказали, что г-н Путин также очень хотел бы защитить контракты российских нефтяных компаний в Ираке (включая и стоящую 3,5 млрд. долл. США сделку принадлежащей государству компании "Лукойл", которая получила право на разработку гигантского нефтяного месторождения в южной части Ирака), а также хотел бы вернуть те примерно 12 млрд. долл. США, которые в свое время были даны Ираку в долг. Считается, что одной из возможностей, которая в данное время обсуждается, может стать использование Ираком части доходов от продажи своей нефти на выплату его долга России.

Один высокопоставленный чиновник Министерства иностранных дел России, участвовавший в переговорах с Соединенными Штатами по вопросу резолюции ООН, сказал посетившему Москву на этой неделе американцу, что в Вашингтоне было заключено "джентльменское соглашение" по Ираку. Он отметил, что сердцевиной этой сделки стала договоренность о цене на нефть порядка 21 долл. США за баррель, то есть цифре, которая обыкновенно используется российским правительством при долгосрочном прогнозировании бюджета. На протяжении большей части текущего года цена на нефть удерживалась вокруг 25 долл. США за баррель.

Признавая, что имели место обсуждения с россиянами цены на нефть, американские официальные лица отрицали предположения, что Соединенные Штаты могут оказать сильное влияние на нефтяной рынок. Однако они добавили, что пытались развеять озабоченность россиян в отношении возможности резкого падения цен на нефть как результата военной победы США в Ираке. Многие американские специалисты полагают, что эта озабоченность является преувеличенной. "В общем случае мы хотели бы видеть стабильность (мировых цен на нефть), - сказал один американский официальный представитель, участвовавший в переговорах с Россией. - Резкие колебания цены подрывают стабильность рынков".

Ирак добывает около 2,4 млн. баррелей нефти в сутки, в то время как Саудовская Аравия добывает около 7,4 млн. баррелей. Оценки перспектив наращивания суточной добычи нефти в Ираке к 2010 году, при условии резкого роста иностранных инвестиций после отмены санкций, варьируют в пределах 4-7 и даже 8 млн. баррелей в сутки. Учитывая российскую озабоченность возможным падением цены на нефть, Соединенные Штаты в то же время учитывают и интересы Саудовской Аравии, своего ключевого союзника в любом возможном будущем конфликте в зоне Персидского залива.

Однако в краткосрочной перспективе низкая себестоимость добычи саудовской нефти означает, что Эр-Риад находится в куда более выгодном, чем Москва, положении, чтобы пережить период низких цен. В прошлом, отмечают аналитики, саудовцы сознательно использовали низкие цены на нефть как оружие выдавливания с рынка других нефтедобывающих стран.

Российские официальные лица сохраняют болезненные воспоминания о том, как в 1985 году, когда к власти пришел г-н Горбачев, саудовцы использовали свои резервные возможности, чтобы заполнить нефтью мировые нефтяные рынки, в результате чего цены упали более чем вдвое, до 12 долл. США за баррель нефти. В сочетании с падающим объемом нефтедобычи в Советском Союзе, эти низкие цены практически похоронили все надежды президента Горбачева на восстановление советской экономики, что прямо способствовало распаду Советского Союза.

В противоположность этому, когда в 1998 году к власти пришел г-н Путин, добыча нефти в России резко выросла (с 3,8 до 5,4 млн. баррелей в сутки), что стало лучиком надежды для в остальном мрачной экономической картины. Составляя перечень конкретных экономических пожеланий в Ираке, г-н Путин следует иной стратегии, чем следовал г-н Горбачев, который мечтал о "великой сделке" с Соединенными Штатами, в соответствии с которой Советский Союз получил бы огромную экономическую помощь в обмен на широкие экономические преобразования. "Обе стороны давали обещания, которые не сумели выполнить", - сказал Джек Мэтлок (Jack Matlock), профессор Принстонского университета, который в горбачевский период был послом США в Советском Союзе.