Москва, 25 ноября 2002 года. Сегодня президент России Владимир Путин наложил вето на законопроект, который резко сократил бы освещение средствами массовой информации (СМИ) операций сил безопасности против террористов, подобных 57-часовому удержанию чеченскими повстанцами заложников в московском театре в прошлом месяце. Этот законопроект, который был одобрен парламентом большинством голосов вскоре после случая с захватом заложников, широко критиковался здесь и заграницей как откровенно широкое наступление на свободы прессы.
Критики предостерегали, что он будет использоваться не только для ограничения освещения операций против террористов, но также и для цензуры сообщений о войне в Чечне. Российские официальные лица в обычном порядке называют этот конфликт "контртеррористической операцией".
Г-н Путин, помощники которого резко критиковали освещение захвата заложников в местных и зарубежных СМИ, объявил сегодня о своем вето на встрече в Кремле с руководством ведущих газет, телевещательных и радиовещательных станций страны. Руководство, включая и тех, кто представляет контролируемые государством новостные организации, на прошлой неделе обратилось с необычным публичным призывом к г-ну Путину наложить вето на данный законопроект.
Г-н Путин сказал, что законопроект зашел слишком далеко в ограничении освещения, хотя он снова в сильных выражениях отругал некоторые новостные организации за сообщения, которые он охарактеризовал как сенсационные и потенциально опасные. "Важно, чтобы соблюдался баланс между ограничениями и информированием общества о деятельности государства, для того чтобы государство не чувствовало себя непогрешимым", - заявил г-н Путин на встрече.
Законопроект запретил бы публикацию или передачу в эфир заявлений террористов, а также сообщений о действиях сил безопасности во время террористических актов. Он также запретил бы заявления, которые могут быть восприняты официальными лицами как оправдывающие террористическую деятельность.
Если бы этот законопроект действовал во время захвата заложников, предупредили критики, то он мог бы ограничить освещение требований повстанцев, а также смелого, но смертельного штурма здания подразделениями "коммандос" (commando - боец специального подразделения - прим. пер.). Список жертв среди бывших заложников продолжает расти. Власти сейчас говорят о том, что во время освобождения погибли 129 заложников, в большинстве своем от обездвиживающего газа, который был применен коммандос для усмирения повстанцев.
В дополнение к жалобам от российских журналистов этот законопроект вызвал осуждение со стороны Соединенных Штатов и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Несмотря на вето, г-н Путин оставил открытой возможность принятия пересмотренного закона, отправив законопроект обратно в парламент.
После захвата заложников в театре несколько новостных организаций сообщили о том, что подвергаются нападкам властей. Министерство по делам печати выразило претензии радиостанции "Эхо Москвы" после того, как на ее веб-странице было помещено интервью с одним из повстанцев. Правительство также заблокировало передачу в эфир сигнала независимой телевещательной станции ТВТ, а милиция совершила налет на редакцию еженедельной газеты "Версия".
Сегодня г-н Путин особо выделил освещение событий одной телевещательной станцией, заявив, что она показывала перемещения коммандос за мгновения до того, как они начали штурм театра. Эта передача, сказал он, "могла привести к ужасной трагедии". Хотя г-н Путин не назвал эту станцию, Кремль критиковал НТВ за освещение событий того утра. В прошлом году эту станцию взяла под свое управление контролируемая государством энергетическая компания "Газпром", что было расценено как попытка правительства ограничить независимость СМИ. Однако НТВ продолжает достаточно критически освещать деятельность правительства.
Г-н Путин предупредил журналистов, что им следует проявлять сдержанность и не использовать тему терроризма для повышения рейтинга своих изданий. "Главным оружием террористов являются не пули, пулеметы или гранаты, - сказал он. - Это шантаж граждан и государства, а лучшим способом такого шантажа является превращение террористического акта в публичное шоу".