Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Расширение на восток обойдется ЕС дороже, чем ожидалось

Датчане, председательствующие в ЕС, идут навстречу государствам-кандидатам

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Расширение Европейского союза на восток будет стоить дороже, чем ожидалось. Если следовать предложению датчан, председательствующих в Союзе, в ходе заключительной фазы переговоров с представителями государств-кандидатов цифра расходов превысит параметры, согласованные в конце октября на саммите ЕС в Брюсселе, на один миллиард евро. Это следует из проекта, который имеется в распоряжении газеты. Против компромисса выступило лишь правительство Германии

Расширение Европейского союза на восток будет стоить дороже, чем ожидалось. Если следовать предложению датчан, председательствующих в Союзе, в ходе заключительной фазы переговоров с представителями государств-кандидатов цифра расходов превысит параметры, согласованные в конце октября на саммите ЕС в Брюсселе, на один миллиард евро. Это следует из проекта, который имеется в распоряжении газеты. Против компромисса выступило лишь правительство Германии, об этом стало известно вчера после состоявшегося вчера же первого раунда консультаций послов при ЕС. С другой стороны, проект, который должен быть официально представлен сегодня, дипломаты, представляющие страны-кандидаты, отклонили как совершенно недостаточный. «Если не будет предложено ничего лучшего, проведение референдума относительно вступления в ЕС окажется рискованным делом», - заявили представители польской стороны. Таким образом, переговоры, связанные с финансовой стороной дела, попадают незадолго до запланированного на середину декабря саммита в Копенгагене в опасное русло. Датский премьер-министр и исполняющий обязанности председателя Совета Европейского союза Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) уже предупредил, что нельзя исключать провала переговоров с тем или иным государством-кандидатом.

Страны-кандидаты настаивают на том, чтобы согласованные объемы расходов в рамках среднесрочного финансового планирования, связанного с расширением Союза, были исчерпаны полностью. Согласно ему, в период с 2004 года по 2006 год должно быть выделено в общей сложности 42,59 миллиарда евро. Вместо этого Комиссия предложила сократить сумму до 40,16 миллиардов евро, которую саммит ЕС в Брюсселе уменьшил еще на 2,5 миллиардов евро, изъяв их из статьи, предусматривающей оказание помощи регионам. Теперь некоторые государства-кандидаты опасаются, что после вступления в ЕС ситуация у них будет хуже, чем в 2003 году, когда они получат большую помощь от ЕС с целью подготовки к вступлению в Союз и не будут обязаны делать свой взнос в бюджет ЕС.

Теперь датчане хотят увеличить выплаты по трансфертам новым государствам-членам в период с 2004 года по 2006 год на 2,3 миллиарда евро. Далее пакет предложений предусматривает единовременное снижение взноса в 2004 году на один миллиард евро. Среди прочего предусматривается выделение дополнительных квот на производство, прежде всего, молока и сахара, оказание помощи со стороны ЕС в обеспечении безопасности новых границ содружества на Востоке и создание фонда, предназначенного для улучшения качества жизни в странах-кандидатах. С другой стороны, благодаря большим субвенциям может появиться возможность компенсировать на 1,3 миллиарда евро так называемый дисбаланс бюджета. При этом речь идет о предусмотренных на сегодняшний день выплатах тем государствам, которые после вступления в Союз сразу бы становились донорами. Датчане предусмотрели на это в своем документе всего лишь 371 миллион евро тогда, как саммит ЕС скалькулировал по этой позиции 1,65 миллиарда евро.

Для многих новых членов имеет решающее значение то, что ЕС устраняет в своем предложении упущения, касающиеся оказания прямой помощи сельскому хозяйству. Предусматривающийся до сегодняшнего дня на 2004 год стартовый взнос в размере всего лишь 25 процентов от уровня, существующего в ЕС, для многих стран-кандидатов имеет почти символическое значение. Руководство ЕС подошло к этому вызывающему опасения обстоятельству, обратившись к сложной компромиссной модели. Она, в частности, не предусматривает прямого увеличения помощи со стороны ЕС, но открывает для кандидатов возможность увеличить объемы помощи с 2004 до 2006 года до 40 и в 2007 году - до 50 процентов от уровня, существующего в ЕС. Для этого могли бы быть использованы или свои собственные средства или переориентировано до 20 процентов объемов помощи со стороны ЕС, направляемой на развитие села. Далее рассматривается возможность сокращения для кандидатов десятилетнего переходного периода, после завершения которого они становятся полностью равноправными в области аграрной политики с другими членами ЕС. Впрочем, разработанное с этой целью положение заранее предусматривает, что дело с предложенным Европейской комиссией поэтапным планом по сокращению прямой помощи дойдет до стран, являющихся нынешними членами Союза. С точки зрения Германии и других сторонников аграрной реформы в ЕС это было бы не лишено политического очарования, если бы они могли рассчитывать на помощь новичков.

«Нет никаких гарантий для достижения договоренностей со всеми кандидатами»

Премьер-министр Дании Расмуссен