Пока инспекторы Организации Объединенных Наций рассеиваются по Ираку в поисках доказательств существования секретных арсеналов Саддама Хусейна, Соединенные Штаты пересматривают будущее своего оружия массового поражения.
Среди вопросов, обсуждаемых американскими официальными лицами и экспертами, консультирующими их в наше время международного терроризма и иных способов "массового уничтожения людей", есть и такие: возобновление ядерных испытаний; споры о контроле над химическими или бактериологическими вооружениями в то время как развитие технологий предоставляет новые возможности одержания победы на поле боя; а также возможная разработка тактических ядерных боеприпасов, предназначенных для поражения хорошо защищенных целей, в которых более семидесяти стран - и в первую очередь Ирак - прячут свое самое опасное оружие.
Все эти вопросы возникли бы и так, даже если бы не было террористических атак 11 сентября, даже если бы война с Ираком не была так близка, как сейчас. Однако глобальные события, отметившие начало 21 века, привлекают внимание к наиболее грозным вооружениям, принадлежащим единственной мировой супердержаве.
США не проводили испытаний каких-либо ядерных устройств с 1992 года. По оценкам официальных лиц, на возобновление ядерных испытаний может уйти от 2-х до 3-х лет. Администрация хочет сократить этот срок - не только для того, чтобы убедиться, что на ее стареющие запасы вооружений еще можно положиться, но и для того, чтобы проводить испытания новых разработок оружия.
Подготовленный Пентагоном по запросу Конгресса доклад "О состоянии стратегических ядерных сил США" призывает к воссозданию "ядерного военно-промышленного комплекса, который будет ┘ способен, в случае постановки такой задачи, разрабатывать, производить и сертифицировать новые боевые части ракет в соответствии с потребностями государства; а также поддерживать готовность возобновить подземные ядерные испытания в случае необходимости".
Недавно высокопоставленный чиновник призвал к пересмотру десятилетнего американского моратория на проведение испытаний.
"Нам необходимо обновить некоторые устаревающие системы вооружений", заявил заместитель министра обороны США Эдвард Олдридж (Edward Aldridge) в письме, направленном в октябре высокопоставленным политикам, ответственным за принятие решений в ядерной сфере. "Мы также должны быть готовы отвечать на требования, которые будут предъявляться к ядерному оружию в будущем". Недавно Конгресс разрешил государственным лабораториям по разработке ядерного оружия оценить возможность и стоимость подготовки в течение полугода к тестированию такого оружия.
Хотя высокоточные обычные вооружения занимают ведущее место в Афганистане, по мнению многих экспертов, они никогда не заменят полностью ядерное оружие.
"Для полного вывода из строя сил и средств противника будет необходимо, возможно, прибегнуть к ядерным ударам, - считают в Национальном Институте государственной политики, г. Ферфакс, штат Виргиния. - Соединенным Штатам может понадобиться простое, маломощное, точнонаводящееся ядерное оружие для нанесения ударов по отдельным хорошо укрепленным целям, например, размещенному под землей бактериологическому оружию".
Некоторые из авторов этого доклада являются ныне чиновниками администрации Буша (Bush), в том числе заместитель советника по вопросам национальной безопасности Стивен Хадли (Stephen Hadley) и председатель научного совета Минобороны США (Defense Sciences Board) Вильям Шнейдер (William Schneider).
Одной из привлекательных черт маломощных ядерных вооружений является то, что они могут более эффективно, чем обычные вооружения, уничтожать запасы химического или бактериологического оружия.
Недавно в Женеве заместитель государственного секретаря по вопросам контроля за вооружениями Стивен Рейдмейкер (Stephen Rademaker) сказал, что он "очень рад" принятию мер, направленных на укрепление Конвенции по запрещению бактериологического оружия. Однако он предупредил, что этот договор "практически не поддается проверке". Этим подразумевается, что Соединенным Штатам необходимо знать как можно больше о любых возможных угрозах применения против них бактериологического или химического оружия.
Сложность здесь заключается в том, что для того, чтобы подготовиться к защите от такого оружия, его нужно сначала изучить. Исследуя биомедицину и фармацевтическую промышленность - которые принимают участие в проектах Пентагона - Федерация американских ученых пришла к выводу, что "огромные суммы денег и большое количество времени тратятся" на новые технологии, которые могут "значительно затруднить контроль за химическим или бактериологическим оружием".
Сторонники контроля за вооружениями также высказывают опасения, что поиски защиты от такого оружия могут привести к усилению давления в пользу разработок маломощных, тактических ядерных зарядов.
Пока, на данный момент, несмотря на усилившиеся дискуссии по этим вопросам, не наблюдается стремления вновь начать гонку вооружений, остановившуюся в последние годы.
"По правде говоря, я не вижу, чтобы разрабатывались какие-либо правдоподобные сценарии ведения боевых действий с применением ядерных вооружений против "оси зла", - говорит руководитель аналитической организации "Globalsecurity.org" Джон Пайк (John Pike). - Мне кажется, что главным образом все эти разговоры идут о Китае".
Как это часто бывает в ситуациях, когда речь идет о возможных политических изменениях в военной стратегии и доктрине, люди в погонах проявляют большую осторожность, чем их гражданские боссы. "Судя по моему опыту, в настоящее время военное командование практически не заинтересовано в применении ядерного оружия, - говорит Ларри Сиквист (Larry Seaquist), бывший офицер военно-морского флота и служащий стратегического департамента Пентагона. - Оно понимает, что применение ядерного оружия и нарушение более чем полувекового табу на его использование может привести нас к возникновению совершенного другого мира".
Также, прежняя доктрина "гарантированного взаимного уничтожения", которая сдерживала Соединенные Штаты и Советский Союз от нанесения ударов, не будет работать в отношении государств-изгоев, таких, как например Ирак, или в отношении не привязанных к определенному государству террористических организаций, как например "Аль-Каида" Усамы бен Ладена (Osama bin Laden).