Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Четыре российские нефтяные компании планируют построить в Арктике порт для транспортировки нефти в Соединенные Штаты

От своих новых отношений с Москвой в области энергетики Вашингтон ожидает нечто большее, чем просто увеличение импорта российской нефти

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Четыре крупнейшие российские нефтяные компании планируют построить в Арктике нефтяной порт, который обойдется в 1,5 млрд. долл. США. Это будет, в конечном итоге, способствовать снижению зависимости Соединенных Штатов от ближневосточной нефти, поскольку Россия сможет удовлетворять до 10% потребностей Америки в импорте сырой нефти.

27 ноября 2002 года. Четыре крупнейшие российские нефтяные компании планируют построить в Арктике нефтяной порт, который обойдется в 1,5 млрд. долл. США. Это будет, в конечном итоге, способствовать снижению зависимости Соединенных Штатов от ближневосточной нефти, поскольку Россия сможет удовлетворять до 10% потребностей Америки в импорте сырой нефти.

Объявление о предварительной договоренности последовало буквально через несколько дней после того, как американский и российский президенты взяли на себя обязательство крепить сотрудничество в области энергетики. Соединенные Штаты, планирующие военную акцию против Ирака, которая может дестабилизировать и без того уже напряженный Ближний Восток, были бы рады увеличить поставки нефти из России, своего все более дружественного союзника, который в настоящее время поставляет менее 1% импортируемой Соединенными Штатами нефти. Россия занимает второе место в мире по экспорту сырой нефти, однако большая часть этой нефти направляется в Европу.

Планы строительства нефтяного терминала в Мурманске пока что находятся в начальной стадии разработки. Компании еще не организовали финансирование этого проекта и не провели исследование его практической осуществимости, но вскоре намерены подписать меморандум о взаимопонимании, где будет зафиксировано их намерение осуществить данный проект. Порт и нефтепровод протяженностью 935 миль (1 сухопутная миля = 1,609 км) должны быть готовы самое раннее к 2005 году; пропускная способность нефтепровода и порта составит до 1 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л) в сутки.

"Мы рассматриваем Россию как играющую ключевую роль в глобальной энергетической безопасности", - сказал министр энергетики США Спенсер Эйбрахам (Spencer Abraham) во время своего визита в Москву летом нынешнего года. Энергетика заняла важное место в 90-минутной встрече президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) с президентом России Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге на прошлой неделе. От своих новых отношений с Москвой в области энергетики Вашингтон ожидает нечто большее, чем просто увеличение импорта российской нефти. Он не менее заинтересован в том, чтобы открыть богатые российские нефтегазовые месторождения для американских инвесторов.

Однако для этого необходимо, прежде всего, изменить существующее российское законодательство, чтобы оно лучше защищало интересы иностранных инвесторов, и только тогда можно рассчитывать на увеличение притока денег в отрасль. К примеру, в 1991 году компания "Conoco Inc.", недавно слившаяся с компанией "Phillips Petroleum Inc.", вложила 400 млн. долл. США в совместное предприятие с дочерней компанией российской корпорации "Лукойл" и компанией "Роснефть". Этот проект позволил добыть 90 млн. баррелей нефти, однако представители "ConocoPhillips" говорят, что из-за постоянно меняющихся тарифов и законов о налогообложении этот проект дает крайне малую прибыль.

Российская нефтяная индустрия после длительного периода застоя в последние годы восстанавливается и резко наращивает объемы нефтедобычи. Рост добычи существенно опережает экспортные возможности, и поэтому необходимо строить новые нефтепроводы и нефтяные порты. Вашингтон заявляет, что готов помочь финансировать строительство экспортной инфраструктуры в России. Однако российские нефтяные компании, прилично заработавшие за годы высоких мировых цен на нефть, неохотно допускают иностранцев на свой рынок и продолжают блокировать принятие законов, которые бы защитили иностранных инвесторов. И все же представитель компании "Лукойл" недавно заявил, что частные российские нефтяные компании, безусловно, поддержат правительство России и действия в политической сфере, которые будут способствовать укреплению экономических связей с внешним миром.

Маршрут транспортировки российской нефти в США из Мурманска значительно короче, чем расстояние от Персидского залива до континентальной части США; кроме того, Мурманский порт является незамерзающим глубоководным портом, способным принимать супертанкеры. Это сделает транспортировку нефти в Соединенные Штаты из Мурманска экономичной.

В среду президент компании "Лукойл" Вагил Алекперов, генеральный директор ОАО "Юкос" Михаил Ходорковский, президент ОАО "Сибнефть" Евгений Швидлер и исполнительный директор компании "Тюменьнефть" Герман Хан планируют подписать соглашение о совместном строительстве нефтяного порта в Мурманске. На долю вышеназванных компаний приходится в совокупности более половины ежедневной добычи нефти в России, равной 8 млн. баррелей в сутки. Россия экспортирует около 5,1 млн. баррелей в сутки.

Дополнительные нефтяные порты сделают Россию более конкурентоспособной с Саудовской Аравией, крупнейшим мировым экспортером нефти, которая в период января-сентября текущего года экспортировала в среднем 6,13 млн. баррелей в сутки. Однако в краткосрочной перспективе Саудовская Аравия может оказывать значительно большее влияние на мировую цену на нефть, поскольку у нее имеются резервные мощности по добыче нефти, обеспечивающие возможность увеличения объема добычи максимально на 2,5 млн. баррелей в сутки.

Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) в прошлом году сократила добычу, чтобы удержать высокую мировую цену на нефть, но в данное время страны, входящие в ОПЕК, превышают свои квоты на добычу нефти и поставляют на мировые рынки значительно больше нефти. Результат: цены выросли примерно до 30 долл. США за баррель, даже несмотря на волнения в связи с возможностью войны с Ираком, сравнительно низкие запасы и начало сезонного увеличения спроса.

В этом году добыча нефти в Соединенных Штатах составила в среднем 5,8 млн. баррелей в сутки, тогда как импорт составил в среднем 9 млн. баррелей в сутки (в октябре он вырос до 9,4 млн. баррелей в сутки).

А тем временем обстановка в отрасли остается непредсказуемой. Ранее в этом месяце компании "ChevronTexaco", "Exxon Mobil" и некоторые другие, заинтересованные в нефтепроводе с Каспийского моря к черноморскому побережью России попали в западню, когда российская федеральная комиссия по энергетике угрожала взять под государственный контроль тарифы частных компаний, эксплуатирующих экспортные нефтепроводы. Этот вопрос остается неурегулированным.