Москва. 26 ноября 2002 года. Сегодня власти Туркменистана сообщили, что задержаны, по меньшей мере, 16 человек, которых подозревают в причастности к покушению на убийство авторитарного президента страны Сапармурата Ниязова. Они обвинили Россию и другие страны в молчаливой поддержке находящихся в изгнании лидеров туркменской оппозиции, которые, по их утверждениям, и организовали это нападение. Аресты и прямые обвинения в адрес находящихся заграницей политических противников г-на Ниязова, по-видимому, сигнализируют о резкой ответной реакции на это нападение, произошедшее в понедельник в столице республики Ашхабаде.
Хотя г-н Ниязов не пострадал, этот инцидент явился редкой демонстрацией острых разногласий в стране, которую крепко держат в руках он сам и лояльные ему силы безопасности. Представитель г-на Ниязова по связям с общественностью Сердар Дурдиев на пресс-конференции сказал, что "целью этого акта была дестабилизация обстановки в республике". "Этот акт был совершен по приказу из-за границы, - добавил он. - Я не могу сказать, что этот приказ поступил из России, но в России, безусловно, есть политики, которые защищали организаторов этого акта". Организаторами этого "международного террористического акта", сказал г-н Дурдиев, были бывший заместитель министра сельского хозяйства Сапармурат Иклимов и ряд других известных эмигрантов. Г-н Дурдиев не назвал по именам никого из россиян, якобы причастных к этому нападению, но сообщил, что четверо, по меньшей мере, подозреваемых являются грузинами по национальности.
Российские официальные лица гневно отрицали все обвинения в соучастии, хотя в России проживает большое число лидеров туркменской оппозиции, эмигрировавших после распада советского строя. "Это заявление является настолько абсурдным, что нет необходимости его комментировать", - сказал сегодня Сергей Миронов, спикер верхней палаты парламента России.
Точно так же г-н Иклимов, проживающий сегодня в шведской деревне вблизи Полярного круга, отрицал, что обладает какими-то сведениями о данном инциденте. В телефонном интервью он сказал, что несколько членов его семьи в Туркменистане, включая его дочь, были арестованы, в то время как его прикованная к постели 75-летняя мать находится под охраной вооруженных полицейских.
"К сожалению, таковы обычаи в Туркменистане, - сказал 50-летний г-н Иклимов, бежавший из страны в 1994 году и получивший политическое убежище в Швеции 3 года назад. - Они начнут репрессии. Они будут арестовывать родственников подозреваемых. Они начнут добиваться экстрадиции своих противников, находящихся заграницей. Это только лишь доказывает слабость Ниязова".
В числе обвиненных бывший министр иностранных дел Борис Шикмурадов, бывший посол в Турции Нурмухаммед Ханамов и бывший директор центрального банка Худайберды Оразов. Г-н Дурдиев сказал, что правительственные органы перехватили телефонные разговоры между г-ном Оразовым и "очень высокопоставленным" российским официальным лицом, которое организовало побег г-на Оразова из Туркменистана в прошлом году.
Г-н Оразов, с которым удалось связаться по мобильному телефону, отказался назвать страну, где сейчас находится, но заявил, что оппозиция в изгнании категорически возражает против насилия в отношении г-на Ниязова. "Да, мы хотим его сместить, - сказал он. - Да, мы хотим создать у нас на родине светское демократическое государство. Но мы никогда не прибегнем к подобным методам".
Он и г-н Ханамов, с которым также удалось связаться по мобильному телефону, высказали предположение, что нападение имеет отношение к внутренним угрозам, и что г-н Ниязов не преминет им воспользоваться для оправдания своих репрессий в отношении всех фигур оппозиции.
В последние месяцы поступали отрывочные сообщения о росте недовольства правлением г-на Ниязова. Оппозиционные группировки распространяли в Ашхабаде и других городах листовки, и ранее в этом году г-н Ниязов уволил многих из своих высших офицеров безопасности. "Он очень хорошо понимает, что довел страну до края, - сказал г-н Оразов. - Для него единственный способ сохранить свой контроль - прибегнуть к подобным бандитским мерам".