Москва, 27 ноября 2002 года. Владимир Путин уверенно стоял на своем на международной арене, в самый последний раз во время сдержанных публичных дебатов относительно терроризма с американским президентом Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush); однако представляется, что российский президент менее уверен в себе, когда осуществляет свои амбициозные внутренние реформы.
С учетом того, что в декабре 2003 года должны пройти парламентские выборы, а полномочия самого г-на Путина заканчиваются в марте 2004 года, критики полагают, что Кремль и правительство становятся жертвами "усталости от реформ". Но задержки могут также указывать на новоприобретенный реализм и даже на то, что неоперившаяся российская демократия работает лучше, чем считают многие.
На этой неделе глава комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников предостерег, что ключевые структурные реформы - в первую очередь естественных монополий страны - отстают от план-графика. Парламент отложил рассмотрение законопроектов о реформировании электрического сектора, тем самым вызвав опасения, что либерализация рынка - уже перенесенная с 2004 на 2005 год - может быть отложена еще на несколько лет.
Бывший глава президентской администрации Анатолий Чубайс, который сегодня руководит РАО "ЕЭС России", говорит: "То, что в последние несколько месяцев реформы замедлились, является непреложным фактом. В мире действуют некоторые неизбежные политические законы, когда люди начинают думать не о реформах, а о выборах, о краткосрочных, а не долгосрочных задачах". В частном порядке некоторые экономические советники, близкие к правительству России, шутливо говорят о новой "брежневской эре", имея в виду застой, который был характерен для советской экономики в 1970-х и в начале 1980-х годов.
Администрация Путина стартовала очень хорошо. Она быстренько пересмотрела значительную часть налогового кодекса, упростив правила для компаний и уменьшив налог на доходы физических лиц до 13%. Затем она стала инициатором шагов в направлении реформирования пенсионного фонда, продажи сельскохозяйственных земель и принятия новых гражданского и уголовного кодексов.
Однако в большинстве план-графиков раз за разом возникает дата 2004 год, касается ли это передачи вкладов в персональные пенсии менеджерам частных фондов, шагов в направлении создания профессиональной армии, введения международных стандартов отчетности для банков или нововведений с целью повышения эффективности и независимости судебной системы.
Другие реформы движутся еще медленнее. Как отмечает г-н Завадников, пока "никто не видел" давно обещанных и часто откладываемых предложений правительства о реструктуризации монопольного рынка природного газа и его сильно субсидируемых тарифов.
Правительственные чиновники указывают на очень плотную повестку законодательной власти, однако многие из вновь принимаемых законов окажутся бесполезными, если не будут честно претворяться в жизнь. А для этого необходим менее многочисленный и не так сильно коррумпированный аппарат чиновников. Однако попытки перестроить работу гражданской администрации и справиться с коррупцией остаются скромными, а в недавнем докладе Всемирного банка отмечается, что численность государственного управленческого аппарата России возрастает.
За последние несколько месяцев сам г-н Путин критикует своего премьер-министра Михаила Касьянова за снижение темпов экономического роста, в результате чего уменьшаются шансы на то, что будет достигнута цель перегнать Португалию по объему валового внутреннего продукта (ВВП) к 2015 году. В своем обращении к нации "О положении дел в стране" этой весной он особо сожалел об отсутствии прогресса в реформировании административного аппарата.
Однако многие аналитики остаются настроенными оптимистично. Главный стратег московского инвестиционного банка "Объединенная финансовая группа" Алексей Заботкин говорит: "Весь процесс идет. Перед выборами наметилось некоторое замедление, но для меня лакмусовой бумажкой является постоянное повторение властями, что они остаются приверженными реформам".
Глава исследовательского отдела банка "Ренессанс Капитал" Роланд Нэш (Roland Nash) говорит: "План-график реформ замедлился, но это запрограммированное замедление. Ободряет, что правительство полно решимости не проявлять слишком больших амбиций. Это разочаровывает с точки зрения макроэкономики, но вполне понятно политически".
Кое-кто доказывает, что мелкие технические детали реформ просто меньше бросаются в глаза, чем первоначальные широкие перемены. Другие указывают на то, что правительству необходимо сосредоточиться на немногих ключевых проблемах, вместо того чтобы распылять свои усилия слишком тонко.
Владимир Мау, один из высокопоставленных экономических советников правительства и ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ, подчеркивает: "Структурные реформы - дело сложное. Администрация Путина в самом начале осуществила больше, чем я ожидал, но меньше, чем мне бы хотелось".
Кремль в последние месяцы демонстрирует свою чувствительность к общественному мнению, отложив реформы жилищно-коммунального хозяйства после того, как возмущенные пенсионеры стали протестовать против повышения цен за отопление жилищ. Многие усматривают руку Кремля в деле замедления реформ в электрическом секторе, которые подвергались резкой критике со стороны политиков и со стороны Андрея Илларионова, собственного экономического советника г-на Путина.
Даже г-н Чубайс остается невозмутимым. "Настоящий подъем в экономике в последние 3 года объясняется тем, что г-н Путин выбрал правильную стратегию. Он определенно мог бы сделать больше, но он и так добился большего, чем я ожидал".
Г-н Путин, без колебаний одобряя план-график реформ, который рассчитан на осуществление в период его второго срока президентского правления, как минимум, выставляет на всеобщее обозрение свои достижения и свои будущие программы с большими подробностями, чем делал это в своей избирательной кампании 2000 года.