С введением в двенадцати государствах-членах ЕС наличных евро в деле европейского объединения сделан самый крупный шаг. Слияние стран еврозоны стало зримым и осязаемым для зарубежья и, прежде всего, для граждан Союза, которые до сих пор представляли «Европу», скорее, как некую абстрактную концепцию или как вполне определенный бюрократический институт, который усложнял им жизнь.
Сейчас мало, кто думает о том, что Маастрихтский договор имел целью не только валютный союз и экономическое единство Европы. Созданию политического союза мешают в настоящее время бюрократия, которая успешно противится радикальным реформам, нежелание правительств государств передавать полномочия Еврокомиссии.
Но значительные преобразования Европейский союз ждут еще впереди: в 2004 году в его члены должны быть приняты первые из 14 стран-кандидатов, для которых старый Союз - это неведомый вызов в двух отношениях. Во-первых, в экономическом плане, так как старые государства-члены будут вынуждены отказаться от полюбившихся им доходов в виде субвенций ЕС. Придется пройти испытание и институтам ЕС на предмет, окажутся ли они дееспособными и после увеличения Союза.
Реформа органов является задачей европейского Конвента, вопрос о ней был решен в декабре на конференции в Лекене. Конвент во главе с бывшим президентом Франции Жискаром д"Эстеном (Giscard d"Estaing) должен устранить угрожающе увеличившийся в последние годы затор в реформах, но прежде всего, по-новому упорядочить распределение полномочий между центральными органами ЕС и странами-членами Союза. Кроме того, этот орган должен найти путь для придания европейской торговле более демократической правовой базы. При этом обсуждение вопроса об усилении Еврокомиссии и Европарламента подлежит обсуждению в той же мере, что и проблема прямых выборов гражданами председателя Комиссии. В конечном счете, Конвент ЕС со своим предложением о принятии европейской конституции позволит продвинуться и на пути политического единства Европы.