Украинскому президенту Кучме не просто преподносить дома общественности как победу то, что на саммите НАТО в Праге ему отказали лично. НАТО держит к Кучме дистанцию, так как его подозревают в том, что два года назад он одобрил продажу Ираку современных радиолокационных станций «Кольчуга». Послание Союза было недвусмысленным: Украина - да, Кучма - нет. Это напоминало лозунг «Украина без Кучмы», который уже много месяцев скандирует украинская оппозиция.
К этому надо добавить, что на Украине и без того становится все больше политиков и парламентариев, причем не только в оппозиционных кругах, которые выходят из густой тени президентской администрации и хотят соучаствовать в определении внешнеполитического курса своей страны. Независимый еженедельник «Зеркало недели» опубликовал в эти дни резкий материал о том, как на Украине проводится внешняя политика. Согласно публикации, украинская внешняя политика является не только заложницей нынешнего внутриполитического кризиса, но и сверх всякой меры персонифицирована и подчинена интересам небольшой группы вокруг президента («VIP-интересы»). Украинская внешняя политика, говорится в газете, контролируется на всех уровнях, начиная от концепции и кончая реальной политикой, президентом в то время, как правительство и парламент почти не могут оказывать на нее влияние. К этому надо добавить недостаток информации, которая необходима, чтобы составить представление.
Действительно, общественность и парламент держат в неведении относительно важных вопросов, поэтому говорить о дебатах, которые бы базировались на надежной информации, не приходится. Один пример: текст документа о стратегии интеграции Украины в НАТО, или содержание российско-украинского соглашения о создании международного консорциума по управлению переброской российского природного газа и украинской трубопроводной системой остаются тайной и для парламентариев, хотя все это имеет для Украины стратегическое значение. Общественности, а достаточно часто даже парламенту остается лишь строить предположения, какие ставятся цели и о каких соглашениях идет речь.
Если соответствует действительности то, что украинская внешняя политика подчинена интересам небольшой группы, состав которой к тому же меняется в зависимости от внутриполитической ситуации, то неудивительно, что этой внешней политике не хватает преемственности, или что между принципиальными внешнеполитическими заявлениями, например по поводу стремления стать членом Европейского союза (ЕС), и реальной политикой по осуществлению этих принципов лежит глубокая пропасть. Так, в текущем году для осуществления программы по интеграции Украины с ЕС было выделена только пятая часть предусмотренных государственным бюджетом средств. К этому надо добавить, что за прошедшие три года Украина более двадцати раз нарушала согласованные с ЕС положения договора о партнерстве. В этом году вместо того, чтобы с энергией начать адаптацию украинской правовой системы к европейским стандартам, было выделено только десять процентов средств, предусмотренных на эти цели. В связи с этим у наблюдателей и у зарубежных партнеров создается впечатление, что стратегические решения, видимо, являются в действительности мыльными пузырями. В рамки этой картины укладываются сообщения, согласно которым Кучма за несколько дней до того, как дать согласие на поставку систем «Кольчуга» Ираку, заверил американского президента Клинтона (Clinton) в том, что Украина будет придерживаться санкций ООН в отношении Ирака.